Картинка
СПЕЦПРОЕКТ

Преодолевая гендерный разрыв: АО «ЛОТТЕ Рахат»

Вы мечтали в детстве побывать на кондитерской фабрике и посмотреть, кто и как готовит ваши любимые конфеты и шоколадки? Все в редакции Comode.kz ответили утвердительно, и мы решили в рамках нашего спецпроекта поближе познакомиться с теми, кто имеет отношение к производству. Работа у конвейера – не из простых, и нас приятно удивило, что большинство сотрудников «ЛОТТЕ Рахат» – женщины. 

Какие условия труда созданы для женщин на главной кондитерской фабрике страны? Почему многие сотрудницы пришли на производство по стопам своих мам, которые посвятили работе здесь всю жизнь? И какие карьерные перспективы ждут девушек, только-только начинающих свой карьерный путь? На эти и другие вопросы мы попросили ответить Жанну Оразбаеву, HR-директора АО «ЛОТТЕ Рахат». 

Сколько женщин сейчас работает в компании? 

На предприятиях по Казахстану работает около 2500 женщин – это 62% от общей численности. На фабрике в Алматы трудится 1788 женщин – что составляет 67% от всего коллектива. 140 занимают руководящие позиции. И когда я говорю про руководящие позиции, то это не только представительницы бэк-офиса, но и руководители основного производства – директор по производству, главный технолог, начальники цехов, инженеры-технологи. 

Есть, конечно же, специальности, где в основном у нас преобладают мужчины: на них вся техническая поддержка, обслуживание технологического оборудования, транспортная логистика и многое другое. 

Мы редко привлекаем на руководящие должности людей с рынка, в основном взращиваем кадры самостоятельно, и это хорошее решение, так как сегодня в стране существует проблема – рынок не готов удовлетворить потребности производственных компаний в готовых квалифицированных кадрах, в особенности это касается узких специалистов производства.

Молодые женщины стремятся работать на производстве? 

Вот уже более 30 лет мы являемся социальными партнерами ТОО «Организация образования колледж «Перспектива», который готовит рабочие кадры по системе дуального образования непосредственно для нашего предприятия. Колледж осуществляет качественную теоретическую подготовку, а мы, в свою очередь, создаем все условия для практического обучения, освоения приемов и навыков обслуживания технологического оборудования на производстве кондитерских изделий. Всех желающих выпускников, а в основном это молодые девушки, мы трудоустраиваем в компанию.

Сегодня более 30% рабочих кадров – выпускники этого учебного заведения. Из их числа выросли талантливые женщины-руководители – начальники цехов, заместители и начальники смен, инженеры-технологи, лаборанты, начальники отделов, которые получали дальнейшее образование в вузах, большая часть из них – за счет средств компании.
Для привлечения молодежи в компанию мы ориентируемся не только на готовых специалистов, но и на аудиторию потенциальных сотрудников – студентов таких крупных вузов, как Алматинский технологический университет, НАРХОЗ и другие, привлекая их на производственную практику. 

Кроме того, мы проводим большую работу с кадровым резервом, способствуем тому, чтобы заинтересованные в карьерном росте сотрудники развивались как внутри компании, так и за ее пределами – принимали участие в профильных семинарах, посещали различные выставки, в том числе международного уровня. Например, многие наши инженеры-технологи прошли обучение в Академии кондитерского производства ZDS в Германии. 

На какие программы может рассчитывать женщина, приходя к вам на производство? 

Во-первых, у нас есть программа адаптации для новичков. Каждый человек индивидуален и, соответственно, требует определенного подхода. Вполне естественно, что новый сотрудник, пришедший на предприятие, даже если он квалифицирован, нуждается в «плане приземления» на рабочем месте, и мы ему в этом помогаем. Проводим вводные уроки, на которых рассказываем про наше кондитерское производство, про наш продукт и про компанию, непосредственный руководитель или наставник его постоянно курирует на протяжении нескольких месяцев. 

Также у нас есть утвержденная программа развития персонала, согласно которой все категории сотрудников регулярно проходят обучение. Периодически проводим оценку знаний и подтверждаем квалификацию. Способных сотрудников сразу забираем в кадровый резерв, чтобы потом с ними работать уже по программе подготовки кадрового резерва, готовим из их числа будущих руководителей. 

Наряду с этим коллективным договором определяются социальные гарантии, дополнительные льготы, условия работы для персонала компании. Мы приветствуем лояльность и преданность сотрудников, поощряем долголетний стаж работы, для этого разработана система мотивации и поощрения таких работников. 

У нас хорошо развита практика оказания материальной помощи сотрудникам, которые нуждаются в поддержке в определенные моменты жизни, например, если заболел близкий человек и необходимо дорогостоящее лечение, или человек потерял дом в результате стихийного бедствия, либо произошло другое негативное событие, мы выделяем средства на оказание помощи. Сейчас мы очень тревожимся о тех сотрудниках, которые живут в зоне паводков, и рассматриваем возможности оказания финансовой поддержки. Чрезвычайная ситуация в стране не оставила равнодушными никого, и нас в том числе. 

Для работников компании разработана система скидок на продукцию в наших фирменных магазинах. 
Обеспечение качественным и своевременным питанием – одна из составляющих мотивации для сотрудников нашего предприятия. В нашей столовой всегда вкусные и разнообразные блюда, свежая выпечка, организовано диетическое питание. Для работников 3-й смены организован трансфер от дома до работы и обратно. 

У всех наших сотрудников есть возможность получать бесплатную круглосуточную квалифицированную медицинскую помощь в собственном медицинском центре, где прием осуществляют такие врачи, как терапевт, гинеколог, невропатолог, функционирует дневной стационар, дежурит медперсонал. Это очень удобно для сотрудников, которые не могут надолго оставить рабочее место. Работа на линии – это непрерывный процесс, и получение необходимой услуги, не покидая стен предприятия, – очень важная опция, которая позволяет в самое короткое время вернуться к работе. 

Фото предоставлено Центральным государственным архивом РК 

У вас много сотрудников, которые работают в АО «ЛОТТЕ Рахат» очень долгое время. Кто-то пришел сюда со студенческой скамьи и ушел отсюда на пенсию, есть женщины, которые не в первом поколении работают… Как вы думаете, что особенного на вашей кондитерской фабрике, что люди приходят сюда и остаются на долгие годы? 

За 80 лет в нашей компании сложилась культура традиций и семейных ценностей, которые очень важны для нас. Есть целые трудовые династии, отработавшие на предприятии в нескольких поколениях. Есть семьи, которые в совокупности имеют стаж работы 147 лет. Уникальная корпоративная среда, созданная когда-то атмосфера семьи, в которой каждый окружен поддержкой и чувствует себя уважаемым и ценным. Это уровень доверия, способствующий лояльности сотрудников.

Мы приходим на работу с удовольствием, потому что у нас есть не просто коллеги, а единомышленники, с которыми мы не только работаем плечом к плечу, но и о чем-то спорим, находим общие решения, вместе смеемся и грустим. Это же производство, поэтому скучных будней не бывает никогда, у нас здесь работа в атмосфере драйва, взаимопомощи и поддержки. 

А что вдохновляет молодых женщин идти по стопам их матерей и устраиваться на фабрику? 

Наверное, комплекс факторов, но есть один очень важный – когда дочь с детства слушает рассказы мамы про дела на фабрике, про подруг-кондитеров, видит на столе сладости – результат труда ее мамы, то уже не представляет себя в другой профессии. У нее формируется особое отношение к делу, появляется желание это дело продолжать. 

Насколько сложен для женщин формат работы по сменам? 

Работа на производстве – это выбор. Только любящий свое дело человек способен восемь часов проработать у конвейера, пусть и с перерывами на отдых. Это непростой и монотонный труд, поэтому наши женщины на самом деле – героини.

Как ваши сотрудницы совмещают тяжелый труд на производстве с личной жизнью? Что им помогает поддерживать баланс? 

Конечно, на производстве это сложно. Мы стараемся, чтобы наши женщины избегали переработок, потому что если сотрудник не отдыхает полноценно, то этот фактор сказывается на его физическом и ментальном здоровье. Переработки приводят к выгоранию. Для работниц бэк-офиса у нас возможен гибридный график и гибкое начало рабочего дня, а тем, кто работает на производстве, мы всегда идем навстречу в плане формирования графика. Система построения кадрового резерва позволяет построить работу таким образом, чтобы сотрудника, который уходит в отпуск, на больничный или в декрет, могли полноценно временно заменить, а после он может вернуться на то же место, с которого ушел. 

Для снижения физической нагрузки женщин, работающих в производственных цехах, мы планомерно автоматизируем наиболее сложные участки работ, модернизируем оборудование, создаем условия, способствующие безопасному труду.

Фото предоставлено Центральным государственным архивом РК 

Кем из ваших сотрудниц вы больше всего гордитесь? 

Вы знаете, таких сотрудников множество, кого-то конкретно выделить невозможно. Каждый из наших сотрудников имеет свой уникальный опыт работы и историю в компании. Около 90 человек проработали в компании больше 30 лет, все они заслуживают большого уважения, и мы ими гордимся. Многие руководители цехов и подразделений у нас выросли и встали на места тех, кто ушел на пенсию. К слову, на нашем предприятии создана атмосфера искреннего уважения к людям, трудом которых создавались авторитет и сегодняшнее благополучие компании – пенсионерам и ветеранам, которые получают теплые поздравления и наборы кондитерских изделий к различным праздникам.

Что главное в вашей работе директора по персоналу? 

Моя главная задача как директора по персоналу заключается в сохранении и укреплении конкурентного преимущества компании за счет грамотной кадровой политики, а именно – в планировании рабочей силы организации, привлечении талантов и удержании лучших специалистов, а также в создании, поддержании и улучшении условий работы сотрудников компании.