ДТП в Алматы: сколько аварий случаются по вине женщин?

Автор: Comode
436 1 Авто
Редакция Comode решила расставить все точки над «i» в вопросе причин ДТП и обратилась за комментариями в Управление дознания ДВД г. Алматы и к независимым автоэкспертам.

Помните резонансную историю с 33-летней алматинкой Екатериной Парафиевой, которая лишилась ног в результате ужасного ДТП в июне 2017 года? Так вот, 30 марта 2018 года Бостандыкский районный суд признал виновным водителя автобуса Даурена Жанабаева. Его приговорили к двум годам ограничения свободы и 120 часам общественных работ, плюс обязали выплатить Парафиевой два миллиона тенге в виде компенсации за моральный ущерб. Обе стороны остались недовольны решением райсуда и собираются в течение месяца обжаловать его в суде высшей инстанции.

Приговор еще не вступил в законную силу, однако вновь привлек внимание многих казахстанцев к проблеме обеспечения безопасности на дорогах и неотвратимости наказания для всех виновных лиц. Особый интерес вызывает досудебное расследование ДТП, поскольку от его результатов зависит и решение суда. 

Особенности дознания

Расследованием ДТП занимаются разные полицейские службы. Если это обычная авария, где никто не пострадал, то ею занимаются сотрудники отдела административной практики Управления административной полиции ДВД. Они собирают в течение дежурных суток материал и затем направляют его в административный суд. Если вина подозреваемого очевидна, есть свидетельские показания, то суд быстро рассматривает дело и принимает решение. Когда же речь заходит о ДТП со смертельным исходом или со многими пострадавшими, тогда за дело берутся дознаватели ДВД. В течение месяца, максимум двух, они проводят досудебное расследование и затем направляют материалы дела в райсуд.

Чаще всего подозреваемым вменяется статья 345 УК РК «Нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств лицами, управляющими транспортными средствами». В зависимости от последствий ДТП виновному предъявляется один из четырех ее пунктов. К примеру, если он причинил среднюю тяжесть вреда здоровью потерпевшего, то он может отделаться штрафом до 300 МРП или отработкой 240 часов общественных работ. Если речь идет о причинении по неосторожности тяжкого вреда здоровью, как в случае с Екатериной Парафиевой, то виновному предусмотрено наказание в виде 2 лет лишения/ограничения свободы или штраф в размере 2000 МРП. Если ДТП повлекло смерть одного лица, то виновному грозит до 5 лет лишения свободы. А если в ДТП погибло больше двух людей, то виновный может угодить за решетку на срок от 5 до 10 лет.

Примирение сторон возможно только в случае, когда речь идет о нанесении легкой и средней степени тяжести повреждений. В таком случае виновный может загладить свою вину перед потерпевшим, добровольно возместив ему материальный и моральный ущерб. Но если в результате ДТП погибли люди, тогда примирение сторон исключено, и виновный привлекается к уголовной ответственности.

Справка:

Помните, сколько резонанса вызвала в декабре 2013 года история алматинского мажора Максата Усенова по прозвищу Мистер Х6? Тогда 24-летний безработный сбил на своем BMW X6 шестерых пешеходов и затем скрылся с места происшествия. Один из пострадавших вскоре скончался. Полицейскими было заведено уголовное дело, однако потом его закрыли в связи с примирением сторон. 4 февраля 2014 года по решению суда Максат Усенов был арестован на 45 суток и лишен водительских прав на два года.

Общественность долго возмущалась столь мягким вердиктом суда, учитывая отягчающие обстоятельства виновного. На что юристы только разводили руками, объясняя, что судьи не могли вынести Усенову суровый приговор именно из-за примирения сторон. Раз потерпевшая сторона официально не имела претензий к подозреваемому, то и спрашивать с последнего было нечего! Положение дел изменилось три года назад, когда вступил в силу новый Уголовный Кодекс РК.

Начиная с мая 2015 года уголовные дела по фактам ДТП, повлекшим по неосторожности смерть одного или более лиц, примирению больше не подлежат. 

Степень вины подозреваемого лица устанавливается в ходе различных экспертиз. Например, автотехническая экспертиза определяет технические возможности предотвращения наезда. Трассологическая – как образовались следы торможения. Фототехническая экспертиза заключает, имел ли место монтаж на видео с регистратора или камер видеонаблюдения, изъятых с места происшествия, и можно ли определить по кадрам место ДТП. Если одна из сторон недовольна выводами государственной экспертизы, то по ее ходатайству дознаватель назначает дополнительные комиссионные. Их могут проводить как частные, так и государственные экспертные органы.

Большое значение имеют результаты медицинского освидетельствования подозреваемого на состояние алкогольного, наркотического или токсического опьянения. Если выяснится, что водитель был под кайфом или градусом, или что он управлял транспортным средством, будучи лишенным ранее водительских прав, то ему предъявляют обвинение по соответствующей статье 346 УК РК. Наказание по ней мало чем отличается от статьи 345, только штраф возрастает до 500 МРП, а так «потолок наказания» тоже подразумевает до 10 лет лишения свободы.

Если виновный водитель уехал с места происшествия, не оказав первую медицинскую помощь пострадавшему, то ему вменяют статью 347 УК РК «Оставление места дорожно-транспортного происшествия». Минимальное наказание подразумевает штраф в размере до 1000 МРП, максимальное – ограничение/лишение свободы сроком до двух лет.

Мерами пресечения для подозреваемых в совершении ДТП со смертельным исходом избирают обычно арест, иногда – подписку о невыезде.

Если кто-то из родственников подозреваемого захочет «разрулить ситуацию», предложив напрямую или через посредников взятку дознавателю за прекращение дела, то он должен помнить о последствиях. А именно, что их противозаконные действия подпадают под статьи 367 и 368 УК РК: «Дача взятки» и «Посредничество во взятке». Наказание по ним грозит от штрафа в размере 20-кратной суммы взятки до 3 лет лишения свободы.

Справка:

По данным Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры РК, в 2017 году в Казахстане в результате ДТП пострадали более 24 тысяч человек, из них 2086 погибли. В Алматы в январе 2018 года произошло 322 ДТП, в которых пострадали 395 человек. Из них 222 женщины, 164 мужчины и 60 детей. 

Особенности алматинских ДТП

Большая часть ДТП происходит обычно в час пик, с 19.00 до 22.00. Как показывает практика, 70% ДТП совершают мужчины и 30% – женщины.

Что касается самых опасных участков дорог, то, по словам страховых агентов, лидерами по аварийности в Алматы считаются участок Восточной объездной дороги от улицы Халиуллина до Балтабаевской, перекрестки Райымбека–Сейфуллина и Райымбека–Момышулы, Улугбека–Алтынсарина, Тимирязева–Гагарина и Алтынсарина–Шаляпина.  

Вопреки распространенному стереотипу, водители, которые ездят на номерах желтого и красного цветов, редко совершают ДТП.

Подставы на дорогах, когда пешеходы пытаются развести на деньги водителей, кидаясь под их автомобиль, пошли в последние годы на убыль. И все благодаря видеорегистраторам водителей, которые беспристрастно фиксируют происходящее на дорогах. К тому же искусственно созданное ДТП квалифицируется как мошенничество, поэтому аферисты 100 раз подумают, прежде чем решиться на подставу.

Ситуацию на дорогах с помощью систем камер видеонаблюдения отслеживают сотрудники Центра оперативного Управления и Управления дорожной полиции ДВД. Они же и обеспечивают безопасность, высылая на проблемные участки патрульные экипажи полиции для урегулирования конфликтной ситуации и обеспечения правопорядка.

Соцсети, в которых пользователи часто размещают видео с ДТП, кражами, грабежами и хулиганскими выходками на дороге, мониторит пресс-служба ДВД. Увидев такой любительский ролик, пресс-служба обращается в соответствующее полицейское подразделение, которое тщательным образом выясняет все обстоятельства дела. Результаты проверок и досудебного расследования часто потом выкладываются официальным представителем ДВД на ведомственный сайт или рассылаются СМИ и интернет-изданиям.   

Справка:

29 марта 2018 года в Алматы был привлечен к ответственности водитель, сбивший двух человек и скрывшийся с места происшествия.

Инцидент произошел днем ранее во дворе одного из домов микрорайона Аксай-2. Случайный свидетель увидел, заснял и затем выложил в инстаграм картинку, на которой отчетливо видно, как неизвестный водитель на автомашине марки «Субару Импреза» совершает наезд на двух граждан, а затем, не останавливаясь, уезжает.

Обращение автора ролика не осталось незамеченным пресс-службой ДВД. К делу подключились сотрудники УВД Ауэзовского района. Они быстро установили личность подозреваемого и задержали его. Им оказался 34-летний житель Алматинской области.

«Свою вину нарушитель полностью признал. В отношении нарушителя составлены два административных протокола по ст. 611 ч. 2 КРКобАП «Оставление водителем в нарушение правил дорожного движения места ДТП», что влечет лишение права управления транспортным средством сроком на 1 год, а также по ст. 610 ч. 2 КРКобАП «Нарушение водителями транспортных средств установленных правил обеспечения безопасности дорожного движения, повлекшее причинение вреда здоровью людей». Пострадавшая сторона направлена для прохождения судебно-медицинской экспертизы с целью определения степени причинения вреда их здоровью» – заключили в полиции. 

Автор: Жанар Кусанова

   


 

Стоит почитать

Загрузка...
Комментарии 1
larisa-pechenina

сомнительная статистика

Чтобы оставлять комментарии, вам нужно зарегистрироваться или войти. Написать комментарий