Аскар Бисембин и Баян Еримбет:
"Не считайте зрителя глупым"

Автор: Малика Дауылбай
7217 0
Сегодня в казахстанском прокате стартует комедия "Свадьба на троих". Известный сценарист, ныне режиссер Аскар Бисембин и его супруга, продюсер Баян Еримбет в преддверии запуска совместного фильма рассказали Comode о том, как работать вместе на одной съемочной площадке. Семейная пара воспитывает сына и дочь, борясь с чувством вины работающих родителей, вместе Аскар и Баян находят золотую середину.

Аскар: Впервые мы встретились на дискотеке. Я был в костюме, Бая приняла меня за охранника, я тогда был в более спортивной форме. Мне было 21, ей 19. Мы друг друга знаем (задумывается) очень много лет. 

Баян: Правильно, не говори (смеется), а то подсчитают.

Аскар: Затем мы начали встречаться, происходило разное, как бывает у многих пар, а потом взяли и поженились. Мне было 26 (смотрит на супругу), а тебе так и осталось 19.

Баян: Аскар тогда учился в мединституте, я на юридическом факультете.

Аскар: Потом Бая временно работала в банке, юристом. Я на телевидении. Путь в кино начался с веселого КВНа. Затем наступил кризис, мы решили - много денег не заработаем, и поехали учиться по программе "Болашак". Сначала уехал я, позже Бая. Мы учились в Лос-Анджелесе, несмотря на то, что университет называется New York Film Academy, головной кампус находится в Лос-Анджелесе. Я учился на режиссера, Бая на продюсера.

Баян: С самого начала мы рассчитывали попасть в самую гущу кинопроизводства. Школа предлагала большую практическую базу, и нам понравилось, что есть возможность познать процесс на практике.

Аскар: Да, мы были на студии Universal, Warner brothers. На самом деле Калифорния, и, в частности, Лос-Анджелес, всецело пропитаны кино. Каждый второй киношник, актер.

Баян: Мы были единственной семейной парой, которая училась с ребенком. Доче было три года, когда забрали ее с собой. Она с нами ходила на пары, съемки и никто не возражал. Уже там она пошла в американский садик. И где-то за четыре месяца она перешла с казахского языка на английский. Как-то очень резко у нее отключилась функция казахского языка.

Аскар: Ребенок, выросший среди кинокамер. Когда дочка появлялась на площадке, рабочий процесс останавливался. Все начинали с ней возиться, играть. Здесь дети у всех есть, там многие одиноки.

Баян: Там собаки в порядке вещей, а вот дети редкость.

Аскар: Когда моя работа была связана с телевидением, жена работала в банке юристом. У Баи возникали вопросы: "Почему у многих к шести вечера заканчивается работа, а у вас съемки только в самом разгаре?" Я понимаю, это нормальный вопрос от жены, но когда она сама втянулась в этот процесс, такие вопросы отпали. Теперь мы оба возвращаемся в одно и то же время суток. 

Баян: Теперь возникают вопросы у дочери: "В чем дело? Где вы?". Приходят гневные сообщения.

Аскар: Иногда пропускаем родительские собрания.

Баян: Думаю, это все временно. Ближе к дате релиза фильма у нас с Аскаром графики напряженные, но дочка не дает нам спуску, выговаривает: "Почему ты не пришла на собрание, все пришли, вас только не было". Мне приходится отдельно назначать встречу. 

У детей такие независимые характеры. Как-то доча пришла и говорит Аскару: "Не обязательно же замуж выходить, когда я вырасту, чтобы иметь детей," - такое сказать папе было большой ошибкой. (смеется) - "У нас учительница в школе, у нее есть сын, и она незамужем. В этом же нет ничего страшного?" И тут Аскар выдал версию, которой она со мной поделилась, я сначала удивилась, но, подумав, согласилась с ним.

Аскар: Мне самому сейчас очень удивительно, что я мог такое сказать.

Баян: Ты сказал, что нужно вступать в брак потому, что у ребенка должны быть мама и папа, и если, не дай Бог, вдруг один из них умрет, у ребенка останется один из родителей. А если будет только кто-то один, то о нем будет некому позаботиться. И это объяснение логично, и наш ребенок сразу все правильно понял.

Аскар: Я всегда стараюсь объяснять вещи рационально. Во-первых, у ребенка должна быть мама, которая может научить женским вещам, и папа - для объяснения чего-то мужского.

Аскар: Бая првильно сказала, сейчас непростой, довольно жаркий период. Дальше будет поспокойнее и в полную силу вернемся к своим родительским обязанностям. Нашему младшему сыну только десять месяцев. Бая точно вернется, чтобы потом с новой силой прийти на съемочную площадку, впереди сразу несколько проектов. Нам приходится делить силы, поскольку у нас маленькая команда. У меня скоро стартуют съемки нового фильма и параллельно супруга будет займется продюсированием других проектов, уже отдельно. В Америке Бая, кстати, получила свой первый опыт в качестве продюсера, к ней обращались наши американские друзья, на самом деле, там продюсеру проще реализовать себя.

Баян: Наш фильм "Свадьба на троих" - это мой первый опыт продюсирования в Казахстане. Могу сказать, что в Штатах все систематично, четко работает. Конечно, могут возникнуть неожиданные сюрпризы, но, как правило, все по закону. У нас многое устроено по-другому и для меня это стало открытием. То есть ты знаешь основные задачи и как это работает, но сама специфика разная. Правда, я считаю, что для меня этот опыт стал по-настоящему грандиозным. 

Аскар: Бая очень любит ту часть рассказа, где я рассказываю о сценарии фильма. Он был написан еще в Штатах, но докручивался он уже в Казахстане. Автор идеи - Бая, ей нужно было срочно писать дипломную работу и она предложила этот сюжет. 

Сначала идея меня не особо заинтересовала, я был занят своими вопросами. Это на меня похоже, если с первого раза что-то не понравилось, начинаю кривляться. Ну, потом начались уговоры, мольбы. Раз уж я рассказываю историю, пусть звучит моя версия (смеется). Затем мы снова подумали над ней, так, слово за слово, проект начал раскручиваться.

Баян: Идея родилась с бухты-барахты, показала ее Аскару, он не сразу согласился, ответил: "Ну, давай. Надо подумать".

Аскар: "Надо подумать" в переводе означает "нет". 

Баян: Вот, пришлось додумывать и писать самой. А потом он понял, что это - кусочек славы, к которому нужно цепляться паровозом. 

Аскар: Мне уже 35 лет, сказал я себе. Надо цепляться, к черту гордость, нужно греться в лучах чужой славы. 

Баян: В общем, Аскар подключился уже на готовенькое. 

Аскар: Да, написал весь сценарий, конечно, две страницы уже были готовы, я дописал остальные сто восемь. Собственно, мы докрутили его уже здесь, пригласили соавтора из Москвы и закрутилось. 

Баян: "Свадьба на троих" - это семейное кино, о наших казахских традициях, знакомых каждой семье. История о дружбе, любви и семейных ценностях.

На презентации фильма "Свадьба на троих"

Аскар: Казахстанское кино серьезно страдает лозунгами. Если семья должна быть хорошей, герой в фильме так и скажет: "Семья должна быть хорошей", и все это будет с неприятно торчащими диалогами. Мы старались показать сюжет через призму обычных человеческих отношений. Понятно, что комедия имеет право на утрирование. Но нам было важно, чтобы она была привязана к тому, за чем наблюдаем ежедневно. Мы за то, чтобы какие-то вещи происходили без насилия над зрителем, чтобы человек сам мог прийти к тем или иным выводам. 

Баян: Наш зритель неглупый, он может сделать свои выводы после просмотра фильма. 

Фото из личного архива героев

Стоит почитать

Комментарии 0
Чтобы оставлять комментарии, вам нужно зарегистрироваться или войти. Написать комментарий