Рок на кобызе – это не уят. Стыдно оставаться на месте

#Первопроходцы

Казахстанская кобызистка Ляйля Тажибаева из Астаны экспериментирует с национальным смычковым инструментом прима-кобыз. Как? Она собрала команду и играет рок на кобызе. Ляйля рассказала Comode – зачем ей это нужно, можно ли выжить на гонорары от выступлений и почему ее мотивирует чужой успех.

Рок на кобызе – это не уят. Стыдно оставаться на месте

Мой путь в музыке начался еще в шесть лет. Меня, как и многих, отдали на фортепиано, но, увидев в коридоре, как девушка играет на прима-кобызе, я заявила родителям, что хочу играть на казахской скрипке. Так я выбрала кобыз.

Я окончила Республиканскую среднюю специализированную музыкальную школу для одаренных детей имени Байсеитовой в Алматы, потом – Казахскую национальную консерваторию имени Курмангазы. Одиннадцать лет я проработала преподавателем в консерватории и за эти годы создала два проекта кобызистов. Идея играть рок на кобызе пришла ко мне примерно год назад. И уже несколько месяцев существует мой новый проект Layla-qobyz. Мы даем концерты в Алматы и Астане.

Я чувствую и вижу, что такое направление нравится разнообразной и разновозрастной аудитории. В основном мы выступаем с концертами в "Музкафе", HardRock caffe, The bus music pub, а также на различных фестивалях. Команду я собрала сама из близких мне по духу людей, профессионалов, которые готовы к любым экспериментам.

В основном мы зарабатываем на концертах. За один концерт я могу заработать от 200 долларов и выше. Но еще я обучаю игре на кобызе всех желающих. Заработок от репетиторства меньше, но он тоже есть. Мой урок стоит 4000 тенге и длится 50 минут. Тут я тоже стараюсь включить свои ресурсы по максимуму и преподаю  на трех языках – русском, казахском и английском. Жизнь сама так заставила. Нам приходится интегрироваться, адаптироваться и не брезговать выступлениями на тоях и в ресторанах. В идеале я бы хотела выступать только на концертах. Думаю, это мечта каждого музыканта.

В музыке тоже есть место уяту. И речь даже не об откровенных нарядах на сцене. Приведу наглядный пример. Я много выступала за границей на международных конкурсах, и это очень расширило мой кругозор, мое видение, знания и опыт. Если в Казахстане проводят крупный конкурс с участниками из разных стран, то приз чаще всего отдают приезжим, хотя казахстанские музыканты выкладываются по максимуму. Почему? Потому что они издалека приехали, гости же – "Уят болады, олар алыстан келдi". Это мы знаем еще со школы.

Мой кобыз реагирует на мое настроение. Особенно не любит, когда я несколько дней не играю на нем. Прямо обижается. После занятий музыкой, в каком бы настроении я ни начинала заниматься, у меня всегда оно повышается, я быстро настраиваюсь на позитив.  

Мой сценический образ – это полностью мои фантазии. Очень хочу отдаться в руки первоклассному стилисту, который прочувствует меня и мою музыку и отразит это в моем образе. Что ни говори, каждый должен заниматься своим делом. Признаюсь честно – каблуки у меня только для сцены и праздников.

У одной из моих прабабушек была кавказская кровь. После изменения формы бровей мои кавказские корни стали потихоньку выпирать. Кто был на моих концертах и чувствовал мой темперамент – понимает, о чем я.

Я часто встречаюсь с проблемой "невдохновленности" у моих учеников. Вроде бы и занимаются, вроде бы и талант есть, а вот вдохновение приходит редко и ненадолго. "Не вы должны работать над вдохновением, а вдохновение должно работать на вас" – это говорил еще Чайковский. Вдохновение – это лишь следствие, а причина всегда в вашей голове, сердце, печени, почках или где-то еще. У всех она в разных местах, у меня – в месте солнечного сплетения.

Чтобы вдохновляться, я использую все – природу, эмоции, даже негативные, людей и их поступки, свои мысли, еду, кино, книги, рассказы, а главный мотиватор моего вдохновения – это чужой успех. Когда у кого-то получается, а у меня нет, во мне просыпается К-700 и начинает работать до тех пор, пока я не достигну желаемого. Я прописала достаточно высокие цели для себя, и мой внутренний комбайн пашет и пашет. 

Со своим мужем я познакомилась в интернете, мы общались около полугода, он первый предложил помочь мне разместить афишу концерта в его паблике "Давай сходим" (он создатель этого медиапортала), с тех пор он помогает мне постоянно всегда и во всем. Кстати, иногда во мне говорит истинная казашка, и я жалею, что так и не сделала узату-той (проводы невесты), а иногда во мне просыпается американка, и тогда я жалею, что вообще делала свадьбу.

Жизнь меняется. Мы не живем больше в юртах, нам не надо обороняться каждый день от набегов соседних племен или от враждующего с нами клана. Мы пользуемся смартфонами, ездим на джипах, создаем бизнес, строим небоскребы, ходим в кино на голливудские блокбастеры, едим суши, надеваем джинсы, а на мир смотрим сквозь средневековые очки. Не гармонично это. 

К сожалению, мы еще недостаточно открыты для мира, мы не идем в ногу со временем, у нас много предрассудков, и это наш бич. Меня всегда успокаивают, что всему свое время, но у нас и времени практически нет. Нужно сохранять традиции и реформировать их под современность. Поэтому – рок на кобызе!

5 способов стать настоящим музыкантом

1. Врожденное наличие большой любви к музыке.

2. Огромное желание творить на сцене перед публикой (не путать с тщеславием).

3. Заниматься каждый день хотя бы первые десять лет.

4. Читать, смотреть, слушать почти все подряд, иначе слушать вашу музыку будет неинтересно.

5. Уметь падать и снова подниматься. Причем это пригодится всем, но для музыкантов – особенно важно.

#Ляйла Тажибаева #кобыз #прима-кобыз #рок на кобызе #@layla.qobyz #музыкант из Астаны

Загрузка...