Феминистки степи. Алма Оразбаева

#Первопроходцы

Весной 1917 года мусульманки внутренней России, Сибири и Средней Азии объединяются и начинают действовать. Это не происходит в один день. Они, возможно, даже не подозревают друг о друге и точно не называют себя феминистками.

Феминистки степи. Алма Оразбаева

100 лет назад они покончили с многоженством, аменгерством (традиция, по которой вдова должна была выйти замуж за брата погибшего мужа) и выкупами. А затем стали первыми ученицами гимназий, врачами, учителями и общественными деятельницами.

Феминистки степи – это отдельные истории о казашках, о которых нужно помнить. О них мало написано в учебниках по истории Казахстана, но они такие же символы равенства и просвещения, как Клара Цеткин или Симона де Бовуар.

Этот текст расскажет об Алме Оразбаевой – первой во многих смыслах.

ТАЛАНТЛИВАЯ АЛМА

Зимой 1898 года в семье кузнеца родится девочка. Ее назовут Алма, и она станет одной из самых ярких и умных женщин своего времени.

Все началось в школе. Но не в простой, а в первой в казахской степи. Ее открыл в Урде Жангир хан, и преподавали там наряду с казахскими просветителями выходцы из русской и чувашской интеллигенции. Их в Букеевскую степь ссылали за передовые взгляды. Подруга Алмы Мадина Бегалиева вспоминает: «В русско-киргизской (казахской) школе за 20 лет существования отучились только 10 девочек, одна из которых – Алма».

Способная и жадная до знаний девочка выделялась сразу, и после успешного окончания школы учителя помогли Алме поступить в чувашскую учительскую школу в Симбирске. Детям из бедных семей образование было не по карману, но чтобы помочь родителям Алмы, учителя –  «...казахи, чуваши и русские – собрали 21 рубль 20 копеек».

Несколько лет она будет осваивать профессию учителя, а в 19 лет станет свидетелем падения царского правительства и с радостью встретит советскую власть. Алма Оразбаева – первая казашка, которая вступит в большевистскую партию в 1919 году. Всю свою жизнь она посвятит просвещению общества и борьбе за права казахских женщин.

В составе «Красных юрт» – движения, созданного специально для просвещения женщин, Алма объезжала кочевые аулы и встречалась с народом. Разъясняла женщинам новые права по защите себя и ребенка, обучала грамоте, зачитывала ленинские декреты о равноправии женщин Востока, говорила о политике и экономике, читала вслух газеты и организовывала кружки. Поначалу женщины не горели энтузиазмом посещать мероприятия «Красных юрт»: многие боялись неодобрения мужей или, вероятнее всего, просто были загружены делами по хозяйству. А потому завлекать их начали... швейными машинками – за ними выстраивались в очередь. Впоследствии «Красные юрты» стали очень популярными.

В 1919 году Алма едет в Москву на курсы агитаторов и просветителей. В столице знакомится с видными общественными деятелями, которые сильно повлияют на ее мировоззрение.

Мало кто знает, но именно благодаря ей в 1925 году в Казахстане приняли Декрет об отмене калыма. Отныне брать и давать калым за невесту считалось преступлением.

«Меня сделала человеком Алма, – говорила Нуржамал Саналиева,  занимавшая должность заместителя министра социального обеспечения республики. – Отец мой Сейсенгали был бедным из бедных. Доведенный до отчаяния беспросветной нищетой, он, оказывается, позарившись на калым, помолвил меня, пятилетнюю девчушку, с придурковатым сыном бая по имени Сарыбай. Заступилась Алма. В то время мне шел 14-й год. Она сама отвела меня за руку, определила в школу ликбеза».

После приезда из Москвы Алма 5 лет работает на родине: организовывает конференцию беспартийных женщин, на которую приезжает сама Дина Нурпеисова, читает доклады и... мастерски поет народные песни. Так раскрывается ее новый талант, впоследствии она запишет более 10 песен.

«Алма Оразбаева – молодая учительница, передовая воительница фронта освобождения киргизских женщин. Она имела серебряно звучащий голос – сопрано, была очень музыкальной. Ее пение глубоко волновало душу слушателей. Алма Оразбаева была первой киргизской женщиной, горячо поддержавшей мою работу и давшей много ценных сведений» – так писал о ней известный исследователь А. В. Затаевич.

Работа Алмы не осталась незамеченной, и ее признали личностью международного масштаба в рядах женского коммунистического движения. Поэтому она едет на III Международную конференцию женщин-коммунистов в Берлин. Там знакомится с Кларой Цеткин. По приезде Алма проведет отчетные встречи с женщинами, на которых расскажет о конференции, зарубежных коммунистах и проблемах женщин разных стран.

В 1926 году Алма Оразбаева организовывает первую для казахских женщин ковроткацкую артель. Собрать работниц было крайне трудно, Алма с командой объезжала аулы и города.

За это время коммунистка занимала множество позиций, выросла до видного общественного деятеля и, казалось, впереди только еще более захватывающие дела. По заданию Коминтерна она готовится к командировке в Монгольскую Народную Республику для помощи в работе с женщинами. Ее муж Иван Каширин в это время – руководитель краевого управления ОГПУ, они вместе растят двухлетнего сына. Она селит в свой дом племянницу Сакипжамал, чтобы та присматривала за ребенком, и отправляется в Монголию.

Вернувшись, она узнает, что Сакипжамал ждет ребенка от ее мужа, и после уже никогда не вернется к работе. Непонятно, измена ли или стрессовая работа стали причиной, но Алма теряет рассудок и попадает в больницу.

Неизвестно, как сложилась бы ее судьба, не будь той поездки в Монголию, но Алма так и не оправится от тяжелой болезни. Ее мужа расстреляют в 1937 году, Сакипжамал арестуют как жену врага народа.

В возрасте 50 лет Алма Оразбаева заблудится на станции Луговая из-за непогоды, а ее могилу так и не установят.

Материал подготовила Анара Аубакирова

Литература:

  1. http://mysl.kazgazeta.kz/?p=8079
  2. http://www.amansaulyk.kz/files/musulmanskiy_feminizm-1.pdf
  3. http://almaty-lit.ucoz.ru/publ/52-1-0-584
#история #феминизм #феминистки #Алма Оразбаева

Загрузка...