Картинка
Воспитание и развитие

Ответ министру: 8 причин не отдавать ребенка в школу с 5 лет

Постановление Министерства образования и науки  № 254  гласит, что организации образования должны обеспечить прием в первый класс всех детей 7 лет и детей-пятилеток, которым исполняется 6 лет в текущем календарном году, независимо от уровня подготовки.

Там же говорится, что "в случае отказа в приеме на обучение в организацию образования родители или иные законные представители обучающегося могут обратиться по месту жительства в местные органы управления образованием".

То есть в случае отказа есть куда пожаловаться и… добиться, чтобы чадо село за школьную парту. Но давайте обратим внимание на подводные камни.

1. Разница в возрасте и восприятии. Раньше для устройства в школу пятилетнего малыша требовалось специальное разрешение министерства. Отныне – добро пожаловать всем желающим. А их наверняка наберется немало, потому что многие родители руководствуются принципом "раньше сядешь – раньше выйдешь". Ну, и не забываем про псевдоактивных мамочек, уверенных, что за их ребенком тянется шлейф гениальности. Такие давно не играют в машинки и куклы, они посещают сразу десять секций и изучают три языка. Конечно, дети все разные, кто-то, может, и гениален. А если нет? И это первое, на что натыкается здравый смысл. Они разные! А принимают всех в один и тот же класс независимо от уровня подготовки и возраста: теперь за одной партой могут сидеть пятилетка и семилетний ребенок – чувствуете разницу?

2. Готовность к школе. Это специальный педагогический термин. Довольно объемное понятие, учитывающее способности, устойчивость психики, навыки и умения, которыми в силу наследственности, развития и воспитания обладает ребенок к моменту поступления в школу. От этого очень многое зависит, и в первую очередь возможность адаптации и дальнейшей успешности или неуспешности ученика.

С пяти до семи жизнь ребенка меняется в корне, он стремительно растет и развивается, и, как говорят сами педагоги, подавляющее большинство оказываются готовыми к новым требованиям и изменению нагрузок именно к семи годам. К примеру, важно, чтобы ребенок мог определенное время концентрироваться на какой-то одной задаче. Но в возрасте 6-7 лет внимание у детей непроизвольное. То есть они не могут сконцентрироваться по команде. Привлечь внимание может только что-то яркое, необычное, интересное. И то не более чем на 15 минут. А тут еще посторонние раздражители в виде шумов, шепотков, новой ручки у соседа по парте, внезапного чувства голода, спонтанного желания отправиться в туалет или срочно обнять маму. Как учитель может не багроветь, не повышать голос и не переходить на крик, если, скажем, десять учеников из 47 клюют носом, семь изучают природу за окном, а еще пять прямо на полях тетради рисуют танчики.

3. Переполненные классы. Да, количество имеет значение. Сегодня 25 человек в классе – большая редкость, скорее исключение, 37–45 – норма. В каждом классе установлен дополнительный, четвертый ряд парт – чтобы все вместились. Для пятилеток придется воткнуть еще пятый или поставить парты в два этажа. Но даже если впихнуть всех в стандартные классы и посадить их друг другу на голову, все равно одному ребенку пять, а другому семь, а это разные возможности и совершенно не равные силы, если говорить о здоровой конкуренции. В этот период жизни разница в возрасте в два года – фактически пропасть. В идеале и учебники должны быть разные, и программа. Иначе ситуация будет такая: младшие в силу возраста не поспевают, страдают рассеянным вниманием, теряют мотивацию, а вскоре и всякое желание в принципе идти в школу. У педагога нет возможности подойти индивидуально к каждому ученику, разрыв между детьми растет, родителям регулярно жалуются на неуспешных детей, те начинают метаться между репетиторами, а ребенок… он просто лишается не только радости жизни, но и без того короткого детства.

4. Здоровье. Если в первом полугодии первые классы учатся с 8:30 утра, то во втором – уже с 8 утра. Поздней осенью и зимой в это время еще темно. Просыпаться (с учетом дороги) нужно как минимум за час. Мамы одевают детей сонными, малыши не в силах проснуться и совершенно не хотят есть. Ничего страшного, наш новый девиз: "В школу – без завтрака!" С собой – сухой перекус. Если у родителей есть деньги на обед – то горячий обед, а если нет? Для некоторых пятилетних крох – продленка (ведь мамы все хором не уволятся), а продленка означает, что после школы еще столько же времени малышу надо провести за партой. В том же классе. Потом домой, уроки и на боковую. И не забыть собрать портфель. Очень насыщенное детство!

5. Портфель. Примерно к Новому году у первоклашек количество уроков увеличивается до пяти-шести. По каждому предмету учебник и рабочая тетрадь размером с этот самый учебник. Плюс сменка и дважды в неделю физкультурная форма. Такой набор тянет на 6-7 кг. А теперь посчитаем. Нормальный рост ребенка в семь лет – 121 см при весе 22-23 кг. А в пять с половиной лет – 112 см (на десять см меньше, чем у семилетних!) при весе 18 кг. Значит, вес портфеля первоклашки составляет 1/3 массы его тела. Это как если бы женщина средних лет при весе 65 кг носила сумочку весом 21 кг.

6. Размеры парт. Представьте себе пятилеток за партой. Им очень удобно будет положить подбородок на поверхность стола – как раз по росту. СНИПы в этой части учебного процесса не участвуют. Вот вы, например, в курсе, что расстояние между партами должно составлять не менее 60 см? Что расстояние от первой парты до доски – 240 см? Что расстояние от последней парты до стены, противоположной доске – не менее 70 см? Сегодня это непозволительная роскошь: в классах, рассчитанных на 25–30 человек, находятся более 40, и свободного пространства практически нет!

7. Искривление позвоночника. Здесь проклевывается свет в конце тоннеля. В текущем году Минобразования намерено изучить влияние наклона школьных парт на здоровье учеников. По данным ведомства, из трех миллионов учащихся государственных общеобразовательных школ 1,5% страдают сколиозом. Ранее депутаты маслихата Астаны совместно с управлением образования решили прописать техспецификацию школьных парт, указав точный угол наклона для борьбы со сколиозом, так как это парты виноваты в деформации детских позвоночников. Но, как утверждают в МОН РК, точных научно обоснованных данных, что наклонные парты меньше влияют на позвоночник, чем прямые, нет. "Искривление позвоночника возникает чаще всего в период усиленного роста позвоночника в возрасте 5–15 лет, и в большинстве случаев связано с тем, что ребенок долго сидит в неправильном положении", – отметили чиновники.

8. Диспансеризация. 2002 год был объявлен у нас Годом ребенка, и потому была проведена всеобщая диспансеризация школьников. Всех обследовать не успели, но 1 млн 700 тысяч учащихся общеобразовательных школ Казахстана в возрасте 12–18 лет охватить удалось. Тогда и было выявлено, что 44,6% из них имеют различную патологию. Лидирующее место занимают болезни органов пищеварения, которыми страдает каждый шестой учащийся. Далее следуют болезни органов дыхания, нервной системы и опорно-двигательного аппарата, а также психические и поведенческие расстройства.

Исследование проводилось 16 лет назад. И вряд ли сейчас стало лучше, а как стало – мы узнаем только тогда, когда у нас опять объявят Год ребенка. Пока мы просто получили добро на пополнение списка учащихся за счет хрупких малышей-пятилеток. Как это повлияет на показатели физического и психического здоровья учащихся? Чтобы дать ответ на этот вопрос, не нужно быть ученым или министром. Нужно просто быть матерью, любящей своего ребенка.

Автор: Ольга Демченко

Читайте также:

Как выбрать школу для первоклассника в Алматы

Как попасть в первый класс не по микроучастку?

О реформах школьного образования: "В Казахстане с 2016 года все шестилетки идут в первый класс: так ли это?"

Что не стоит дарить деткам
Экспертное мнение: как быть с телевизором?
Как уложить малыша спать?