Картинка
Воспитание и развитие

Отдавать ли ребенка в школу до 7 лет?

Моему сыну исполняется шесть лет в декабре. Целый год мы с мужем думали – отдавать ребенка в школу или подождать до следующего года. Взвешивали все "за" и "против", вспоминали себя в детстве, советовались со знакомыми. Мнений на этот счет получили вагон и маленькую тележку. Одни советуют отдавать, не раздумывая, другие просят продлить ребенку детство. 

Раскрою карты сразу: ребенка мы решили оставить в садике до следующего года. Мы с мужем начали свое формальное обучение с семи лет и вовсе не считаем себя отстающими. И хотя сейчас весь мир сходит с ума по раннему обучению и развитию, основываясь в том числе на антинаучных книгах вроде нашумевшей "После трех уже поздно", в деле раннего обучения масса подводных камней.

Для начала давайте поймем, во сколько лет во всем мире дети идут в школу. По официальной статистике ЮНЕСКО, большинство детей начинают формальное обучение в школе в возрасте 6 лет. Но не стоит путать обязательный возраст начального школьного обучения и то, что происходит на практике. В эту статистику "шестилетних школьников" вошли и Штаты, и Канада, и многие другие развитые страны. Тогда, как на самом деле, на Западе дети могут начать ходить в школу в возрасте 5, и даже 4 лет. Это так называемые системы pre-school, которые отчасти дотируются государством и которыми, по этой причине, редко пренебрегают. Что бы вы выбрали – продолжать платить по 600 долларов в месяц за детский сад или отдать свое чадо в условно бесплатную публичную начальную школу? Выбор очевиден.

Однако, давайте вернемся к вопросу - следует ли ждать целый год, чтобы отдать ребенка в школу в 7 лет? В 2013 году 130 британских экспертов в области образования подписали письмо, в котором просят отложить начало формального обучения в британских школах с 4 до 7 лет. В письме говорится о том, что роль игры недооценена в системе начального образования Великобритании. Творческая игра вне стен образовательных учреждений, по мнению экспертов, играет ключевую роль для физического, социального, эмоционального и когнитивного развития детей. Британские эксперты приходят к мысли, что корень всех проблем с британским школьным образованием кроется в том, что оно начинается слишком рано.

Британцы сравнивают свою систему образования с более успешной скандинавской, и это не случайно. На протяжении последних лет различные долгосрочные исследования подтверждают, что скандинавские школьники опережают своих американских сверстников, хотя начинают свое обучение на 2-3 года позже. Датские, шведские и финские школьники начинают обучение не раньше 7 лет.

К примеру, финская школьная система больше похожа на мечту: отсутствие стандартизированных тестов, мало домашних заданий, в два раза меньше часов обучения в школе, 50-минутный перерыв и бесплатный обед. Финские дети в среднем тратят на домашнюю работу 2,8 часов в неделю (против 6,1 часа в неделю у американских детей). Законом также регламентировано, что между уроками в финских школах должен быть 15-минутный перерыв на отдых и игру.

Выпускники финских школ постоянно занимают верхние места в рейтингах образовательных достижений учащихся. К примеру, в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA в 2012 году Финляндия заняла 6 место по чтению, 5 место по научным дисциплинам, а в общем рейтинге финны заняли 12 место (в 2009 за ними было шестое). Для сравнения Казахстан занял 49 позицию по математике, 52 – по естественным наукам, 63 – по читательской грамотности. Компьютерный тест сдавали 85 000 15-летних детей по всему миру. 

Множество исследований доказывает преимущество игрового, а не формального подхода в обучении. Сама игра, по мнению психологов-эволюционистов  – это тренировка будущих навыков, а также адаптация, позволяющая детям в будущем эффективнее обучаться и решать различные задачи. Некоторые исследования подтверждают, что игра ведет к росту связей между нейронами, в особенности во фронтальной зоне мозга – той части, которая ответственна за уникальные ментальные способности, присущие только людям.

В Новой Зеландии сравнили детей, начавших обучение в 5 и в 7 лет. Результаты этого исследования показали, что ранее школьное обучение не улучшает навыки чтения, но даже ухудшает их. К 11 годам дети выравниваются в данных навыках. Однако те, кто начал обучение в пять, проявляют меньший интерес к чтению и отличаются худшим пониманием прочитанного. И дело не только в результатах обучения, но и в психологической составляющей. Исследователи доказывают, что сокращение игровых моментов и упор на академические результаты ведут к стрессу, ухудшению эмоционального благополучия и проблемам с ментальным здоровьем.

Принимать решение, конечно, родителям. Мы для себя решили, что в долгосрочной перспективе наш ребенок только выиграет, если мы "продлим ему детство".

Что не стоит дарить деткам
Экспертное мнение: как быть с телевизором?
Как уложить малыша спать?