Картинка
Здоровье

Мужское здоровье – в женских руках. Интервью с женщиной-урологом

Елена, первый вопрос предсказуемый, но уж очень любопытный. Почему андрология (область медицины, изучающая мужчин, мужскую анатомию и физиологию. – Прим. ред.)?

Когда я была совсем маленькой, я все-таки мечтала о чем-то, связанном с публичностью: танцы или музыка. Но где-то глубоко хотела быть и врачом. У меня у кукол все попы были в дырочках от уколов. Но все думали, что это была, скорее, игра. Многие ведь в детстве хотели быть учителями и врачами.

В 7-8 классе у меня была соседка-врач. Она, правда, была наркологом (смеется), но очень нравилась мне как личность. Да, я не понимала всех специализаций все-таки еще школьница. Но, видимо, то, что она мне нравилась и была врачом, спроецировалось на меня. Я тоже захотела стать врачом.

И в 10-м классе, я как сейчас помню, мне попадается журнал «Здоровье», тогда очень популярный. Я любила все, что связано с этим журналом. Открываю его и смотрю – статья об андрологии. И фотография мужчины, такого лысоватого, в возрасте. Я думаю: «Что же такое андрология?» К 10-му классу я уже изучала биологию и химию и у меня уже было какое-никакое понимание. А тут андрология – что-то новенькое для меня.

Прочитала статью, и у меня внутри как будто что-то щелкнуло. Эта статья о мужском здоровье меня настолько вдохновила! Хотя я была еще совсем девочкой, 10-классницей. И тут на тебе! Решила, что буду андрологом. Все думали, что это смешно. Ну как это так, девочка, которая еще совсем не понимает, «что» такое мужчины, и хочет быть андрологом? Но для меня все было решено. Вижу цель, иду к ней!

  А были ли трудности?

Конечно! На шестом курсе я пришла к заведующему андрологическим отделением (у нас тогда оно было всего одно в городе). И представьте: приходит блондинка с длинными волосами, на 12-сантиметровых каблуках. Захожу и без всяких задних мыслей говорю: «Здравствуйте, я бы хотела с вами побеседовать». Он спрашивает: «По какому вопросу?» Говорю: «Я хочу стать андрологом». А он так подправил очки к носу, посмотрел на меня взглядом, какой только видеть надо, и говорит: «Только через мой труп». 

Я не могу передать его интонацию, но это был такой вызов мне. Человек, у которого я должна буду потом работать, мне говорит такие слова. А у меня, знаете, даже ничего не дрогнуло. Я встала и говорю: «Время покажет», закрыла дверь и вышла.

Такие вызовы я себе ставлю часто. Сейчас у меня, например, цель – сесть на шпагат. Я в жизни не садилась на шпагат, не пластичный человек. Просто люблю делать себе такие вызовы.

   Как потом сложились отношения с этим заведующим?

 Знаете, интересно. Я единственная на тот момент из Казахстана прошла специализацию по андрологии в Москве и заслужила его любовь. Мы потом очень хорошо общались и историю про «только через мой труп» вспоминали с улыбкой. Я думаю, он, как и мои пациенты, почувствовал мою искренность. Искреннее желание оказать человеку адекватную профессиональную помощь. И это бессознательно чувствует любой человек.

–    Чем мужчины отличаются от женщин?

С первых дней работы я осознала, что мужчины менее дисциплинированные, нежели женщины. И мне пришлось включить строгую учительницу. Очень строгую и очень требовательную. Потому что без этих качеств мои пациенты не доходили бы до результата. С ними нужно чуть ли не шаг влево, шаг вправо – расстрел. С мужчинами надо включать требовательность – они у меня все бросают пить, курить, начинают заниматься спортом. И жены благодарят, потому что мужья становятся хороши в сексе (смеется). Я лучше где-то преувеличу, но получу результат, чем скажу: «Ну если не получается, не делайте». Если бы я так себя вела, ни о какой результативности высокой не было бы и речи. Если пациент пришел ко мне – все. Он в моей голове, и пока я не получу с ним нужный результат, он из нее не выйдет.

А почему одни врачи равнодушные, а другие нет? Это от личности зависит?

Здесь много факторов, но личность человека – однозначно. У меня в жизни было много вариантов и предложений, где больше платили. Но это была не врачебная деятельность. На тот момент это были соблазнительные предложения, но там не было общения с пациентами. А я заглянула внутрь себя и поняла, что у меня есть потребность помогать. Мы ведь здесь не только лечим саму болезнь. Мы меняем в позитивную сторону мышление, если пациент пришел субдепрессивный. Мы улучшаем его энергетическое состояние, когда он приходит совсем без энергии, с повышенной сонливостью и патологической ленью – то есть работаем во всех направлениях. Я всегда говорю, что тело, душа и мозг едины. Если страдает тело, то, естественно, проблема происходит и внутренняя. Невозможно отделить одно от другого.

Я считаю так: если ты сидишь не по призванию, то это невозможно в себе создать. Вот это «хочу помочь», желание и драйв невозможно искусственно вырастить в себе. И любой здравомыслящий пациент, когда приходит к врачу, неосознанно это считывает.

А во мне это желание сидело изначально. Поэтому, когда поступали различные предложения о работе, я всегда думала о том, как я буду без своих пациентов. Как мне жить без этого ощущения кайфа, когда мы с пациентом достигаем результата? Когда доволен он, я довольна втройне. И это несравнимо ни с какими деньгами. 

– Помните самый яркий случай из своей практики?

Ой, таких много было! Я расскажу о самом первом, который случился со мной в начале карьеры. Как-то мне попалась молодая пара, у них не было детей уже четыре года. У мужа была азооспермия это когда не обнаруживается ни одного сперматозоида. Мы провели обследование, и я говорю: «Давайте попробуем». Я тогда еще только начинала, мне было 24 года. И вот мы начинаем работать. После первого же трехмесячного курса – а курсы на решение гормональных изменений со стороны мужского фактора бесплодия всегда длительные – появились единичные сперматозоиды. Потом число доросло уже до нескольких миллионов, для нас это был огромный успех. Представьте, с нуля получить миллионы – это реально был успех! Дальше нужно было забеременеть, а это тоже непростой вопрос. Анализы нам показали, что физиологического зачатия ждать долго, ну потому что невозможно так быстро эту проблему решить. А пара хотела результата быстрее, и я им предложила сделать ЭКО (экстракорпоральное оплодотворение. – Прим. ред.). В те годы в Казахстане такое делали единицы, поэтому мы решили отправить пару в Санкт-Петербург. И они, и я были такие вдохновленные, настроенные! Я им сразу сказала: «Как вы себя настроите, так и получится с первого раза». Хотя опыта у меня еще не было. Пара очень друг друга любила, и мне так это нравилось. Они едут в Санкт-Петербург, а там доктора в шоке от того факта, что у него с азооспермией (ноль сперматозоидов. – Прим. ред.) получились миллионы!

В общем, все произошло с первого раза! Это был уникальный случай, потому что не всегда с таким выраженным нарушением сперматогенеза ЭКО получается с первого раза. У меня была пара, у которой и на 12-м ЭКО не получилось зачать. А тут, представьте, с первого раза! Мне потом эту девочку показывали, такая хорошенькая. Сейчас она уже взрослая. Я, честно говоря, просто кайфовала. А как-то мы с мамой и дочкой случайно встретились в кафе. Представляете, как это потрясающе – видеть ребенка, который мог не появиться? Это состояние не передать ничем. Просто кайф.

–  Чувствуете себя немного волшебницей?

Абсолютно! И не немного  я это с каждым годом чувствую все сильнее и сильнее.

–  А эмоционально не устаете?

Не буду скрывать, устаю. Бывают даже дни, когда думаю, может быть, мне вообще перестать быть такой. Перестать вкладывать столько души в каждого пациента. Хочешь – приходи, не хочешь – не приходи. Есть ведь такое равнодушие у врачей? У меня был случай, когда я пришла к доктору проверить высыпания на лице. И как минимум доктор должен взять лупу, подойти, что-то посмотреть, а он как сидел напротив меня с равнодушным лицом, так и остался, начав сразу выписывать рецепт. Такое равнодушие меня просто отвергло, хотя это был известный кандидат наук. Да хоть академик всех академий в мире – второй раз я бы к нему не пошла! И наоборот – пришла к простому косметологу, у которого не было никаких регалий, но была человечность, забота о тебе – сразу видно, что человек заинтересован помочь. Мне было без разницы, что у нее нет высшей категории, что это не крутая клиника, настолько мне понравился человек. Вот и ваш ответ – пациенты идут на личность. На человечность и заточенность на результат. От равнодушия же, как правило, бегут. И да, я устаю. Но равнодушной быть не получается. Говорю же, это как будто моя миссия. Моя внутренняя потребность – спасать людей. Ведь если болеет мужчина, болеет вся семья.

–  А каким должен быть здоровый мужчина?

Первое: объем его талии должен быть не больше 94 сантиметров (мы сейчас не берем в расчет спортсменов – у них другие градации), давление не больше 135 на 80 – если выше, надо бежать к врачу. Третье: он не должен ночью вставать в туалет, он должен спать. И четвертое: рядом должна быть здоровая женщина, а значит – регулярный секс.

– Сомневаюсь, что наши мужчины так уж и следят за своим здоровьем.

–  У меня недавно был случай, когда мужчина первый раз пришел ко мне в 68 лет. Знаете почему?

–  Почему?

–  Потому что он оказался на похоронах своего лучшего друга, который умер от рака простаты. И только это его привело. А то, что он по ночам шесть раз ходил в туалет, у него гипертония, ожирение, отсутствие желания секса – его это как-то не сильно пугало. Его напугала только смерть друга, представляете?

–  И таких много, да?

К сожалению, да. И я хочу больше об этом говорить, чтобы и женщины включились в здоровье своего мужчины. Чтобы он обращался к доктору при ранних симптомах, а не когда ситуация на грани критической. У меня часто пациенты приходят, когда увидят кровь в сперме, кровь в моче. То есть тогда, когда понимают: «О, это уже что-то совсем ненормальное».

Зато как пройдут у меня лечение – все такие грамотные. В общественных туалетах могут по потугам соседей по писуару определить, кому надо срочно к урологу (смеется). И это я к чему говорю? Чем больше мы об этом будем говорить, тем скорее пробьем этот мужской мозг, чтобы они приходили к врачу на ранних этапах. Женщины к гинекологу ходят гораздо чаще. А потом получается, что мужчины по сравнению с женщинами меньше живут, больше болеют. 40-летняя женщина у нас выглядит здоровее, чем 40-летний мужчина. И эту картину я хочу изменить. Здесь, конечно, жены для меня – огромные помощницы. Тех жен, которые неравнодушны, заботливы, заточены на результат, я просто обожаю! Потому что у нас с ними получается отличный тандем – она напомнит и таблеточку выпить, и ко мне на прием прийти.

–  Неужели не ревнуют к вам жены?

–  Ну, пару раз были такие случаи. Хотя, когда я только начинала свою врачебную деятельность, у меня, честно говоря, было чувство неловкости. Ну вы же понимаете? Я молодая, ко мне приходят мужчины, как с ними себя вести – мне было неясно. Чтобы меня воспринимали не как женщину, а как врача, я первые пять лет пыталась донести своим пациентам, что я вообще не женщина, что я просто врач. Я действительно пыталась им внушить, что у меня нет пола. Чтобы меня правильно воспринимали пациенты, я превращалась в мужчину.

Поэтому я спросила у сексопатолога, который работал рядом со мной: «Что я должна понять внутри себя, чтобы мне было комфортно работать с мужчинами, но будучи женщиной?» Я на самом деле себя ломала, у меня даже движения были как у мужчины. На что сексопатолог мне говорит: «Вот представь: мужчина приходит к мужчине. С проблемой мужской. Два самца встречаются, и один показывает свою слабость другому. Рассказывает о том, какой он плохой самец. Что происходит? На бессознательном, очень тонком уровне происходит некая конкуренция. И пациенту на психологическом уровне уже некомфортно рассказывать, что у него не стоит, что он не может спать, еле-еле может помочиться, в конце концов. А кто ты? Ты женщина! Ты не конкурент ему, и уже на этом этапе ему спокойно и комфортно. И тебе можно поплакаться, ведь ты не его женщина».

Своей, кстати, мужчина плакаться не должен. Ни в коем случае не надо ей рассказывать, как тебе больно мочиться и что у тебя кровь в моче. Потому что женщина его пусть и пожалеет, но в сексуальном плане она меньше будет хотеть этого мужчину. Поэтому я всегда говорю своим пациентам, что они могут рассказать своей женщине только часть. А своему врачу, наоборот, все.

Сейчас мои пациенты для меня, как дети. Если раньше я включала мужика, то после разговора с сексологом я просто включаю заботливую мамочку. Которая любит по-своему и хочет, чтобы у него было все хорошо.

Елену Подборнову можно найти в инстаграме: @dr_podbornova

Анара Аубакирова