Кинопродюсер Гаухар Нуртас: "В Алматы у меня жайляу, в Голливуде – қыстау"

#Личное

Двенадцать лет назад Гаухар собрала свои вещи, двоих детей и уехала из Алматы в Калифорнию. Стала продюсером, основала кинокомпанию, а найдя себя в Голливуде, решила выходить и на кинорынок родной страны. Ее первый казахстанский фильм "Тоқал" наделал немало шума еще до выхода на экран. Гаухар рассказала Comode.kz о вреде скромности, голливудских амбициях и о самых главных отношениях в своей жизни.

Я родилась в Алматы. Мой старший брат – композитор Жанбота Туякбаев, автор известной песни "Атамекен". Второй брат, Мухтар Туякбаев, долгое время был владельцем ресторана "Soho Almaty Club" и, хотя прямого отношения к музыке не имел, собрал там классную команду музыкантов, многие до сих пор помнят этот ресторан именно как площадку для талантливых людей. В пять лет меня отдали в музыкальную школу. У меня не было особого желания, но я была послушной дочкой своих родителей. Играла на скрипке, фортепиано, а потом встала в позу и сказала, что больше этим заниматься не хочу. Отец все-таки уговорил меня не бросать музыку, которой отдала столько лет, и я осталась. Но поменяла специализацию, стала музыковедом-фольклористом, окончила консерваторию.

С детства у меня было желание заниматься либо театральным искусством, либо кино. Со временем пришло понимание, что кино все-таки лучше, оно более результативно, если ты что-то хочешь донести до людей, у кинематографа более широкая аудитория. И когда я это поняла, то просто переехала в США, в Лос-Анджелес. Это был целенаправленный шаг – мне хотелось изучать кинобизнес там, где он представлен в наиболее совершенной форме. Я не говорю, что в Голливуде снимают лучшие фильмы в мире (хотя многие из них действительно являются лучшими), имею в виду развитие самого бизнеса. И когда я переехала туда, начала заниматься именно этим: изучая актерское мастерство, через довольно короткий промежуток времени параллельно занялась продюсированием.

Когда я решила уехать в Америку, нашего дорогого папочки уже не было, а мама и братья были категорически против: что ты там будешь делать одна? Это так тяжело! – но, наверное, я все-таки не из пугливых. Уехала в Штаты одна, с двумя детьми – сыну на тот момент было 10 лет, дочке четыре года. В Лос-Анджелесе у меня никого не было. Я арендовала машину, сняла квартиру и начала свой путь. 

Лос-Анджелес привлекает самых красивых людей в мире. Людей из разных уголков нашей планеты, и экзотикой там никого не удивишь. В Голливуде надо иметь нечто большее, чем просто внешность. Сначала, когда я занималась только актерской профессией, моя внешность мне где-то даже мешала. Потому что, когда у тебя определенные внешние данные, тебя очень быстро "закладывают" в какую-то нишу. Длинные ноги, тонкая талия, большие глаза – надевай мини-юбку, будешь играть нимфеточек-конфеточек или что-то в этом роде. Меня такой подход не устраивал, это просто неинтересно. Но когда я занялась продюсированием, оказалось, что хорошая внешность очень помогает в общении с людьми. Но все должно быть в совокупности: твой облик, умение говорить, причем говорить именно на бизнес-языке, уметь быть открытой, ведь только тогда люди открываются тебе в ответ.

Конечно, в Америке я изменилась. Из беленькой-пребеленькой тоненькой нежной девочки я стала загорелой, и слабой меня уже точно никто не назовет (смеется). Там мне пришлось избавляться от каких-то присущих нашему казахстанскому обществу стереотипов. У нас ведь, к примеру, считается, что скромность украшает. Там я поняла, что все не так. Когда ты слишком скромен, тебя затирают. Конечно, не надо быть наглым, заниматься самовосхвалением. Но нужно уметь показать себя, и показать смело, с достоинством, а скромность в этом деле не помощник. В какие-то моменты я думала: а может, вот этот человек действительно сделает лучше, чем я, ведь у него больше опыта и знаний. Я продвигала своих коллег, партнеров, а потом поняла, что все-таки с бóльшей ответственностью, с бóльшим рвением, чем я, никто мои проекты не сделает. К сожалению, на то, чтобы это понять, чтобы преодолеть стереотипы поведения, воспитанные во мне с детства, ушли годы.

"Конечно, я была наслышана о том, что известным актрисам приходилось прыгать из постели в постель, чтобы построить свою карьеру. Но это был не мой путь. Мы гордый народ, с другим менталитетом". 

Мне пришлось осознать, что я сама должна быть источником силы. Рассчитывать не на кого, и если хочу чего-то добиться, надо взращивать эту силу в себе. Ведь я уехала туда не в поисках богатого спонсора, поехала изучать бизнес и строить бизнес. Поэтому пришлось вырабатывать в себе бойцовские качества. Большой поддержкой в этом стал спорт. Я семь лет довольно серьезно занималась кикбоксингом, до этого увлекалась оружием – сабли, ножи, шпаги и так далее. В каждом из нас есть этот потенциал, просто мы о нем не знаем. Мы развиваемся в соответствии с обществом, в котором живем, в соответствии с общественным сознанием, внутри него. Здесь, в Казахстане, заниматься кикбоксингом я бы точно не стала. Уехав туда, где подобных стереотипов нет, сумела раскрыться и воспитать в себе те качества, которые позволяют мне жить более гармоничной жизнью. 

Актерская карьера шла у меня довольно неплохо. За один год приняла участие в 10 проектах. Это было в основном независимое малобюджетное кино, и не все фильмы вышли на экраны, но, тем не менее, работа была. Однако когда я вышла на новый уровень – стала сниматься в независимом кино, но уже под эгидой актерской гильдии, то столкнулась с очень неприятным явлением sexual harassment (в переводе с английского "сексуальное домогательство" – прим. авт.). То есть сначала тебе дают роль, а потом начинают, грубо говоря, приставать. Это происходило три раза, три раза я отказывалась и потеряла эти роли. 

Конечно, я была наслышана о том, что известным актрисам приходилось прыгать из постели в постель, чтобы построить свою карьеру. Но это был не мой путь. Мы гордый народ, с другим менталитетом. Я не хотела сдаваться, долго думала, как быть, даже обратилась за советом к старшему брату. Он мудрый человек и хорошо меня знает. Брат сказал мне: вспомни, ты же прекрасный организатор, твое будущее – это продюсирование. Я вспомнила, что еще с детства устраивала концерты, ставила спектакли для родственников, собирала всех племянников, племянниц, что-то организовывала, руководила. И я решила, что мой брат прав. Когда ты становишься продюсером, все в твоих руках, тебя никто не посмеет обидеть. 

В США отношение к женщине-продюсеру точно такое же, как к мужчине. Вообще отношение к человеку там формируется в тот момент, когда он открывает рот и что-то говорит. Лос-Анджелес – город свободных людей. Там ты можешь быть очень неформальным, и это касается не только одежды. Человек волен самовыражаться, как хочет, и может чувствовать себя свободно, там нет осуждения. Но если ты открыл рот и сказал какую-то ерунду, вот по этому о тебе будут судить. 

У нашей кинокомпании большие планы, мы будем снимать фильмы в Казахстане. С финансовой точки зрения это, конечно, менее интересно, но есть такое громкое слово – "патриот".  Меня в школе называли этим словом, в консерватории, и я этим словом до сих пор называюсь. А на чужбине чувство патриотизма даже усилилось, я стремлюсь быть ближе к собственным корням. Знаю людей, которые живут за границей и являются гораздо бóльшими патриотами, чем те, которые никогда не выезжали из Казахстана. Я не поехала в Америку за длинным рублем, не поехала в поисках "сладкого папочки", который бы оплачивал мою жизнь. Я поехала с конкретными целями, потому что всегда знала: нет пророка в своем отечестве. Если бы я стала заниматься кино здесь, еще неизвестно, дали бы мне дорогу или нет. А когда ты состоялся там, у тебя сразу же появляется авторитет.

Мои дети, конечно, уже продукт американского общества. Но они также мои дети, воспитанные мной. Они много знают о нашей культуре, я много им рассказываю, пою казахские песни, все-таки я фольклорист. Мои дети называют меня "апа" – наши предки с севера, и у нас принято такое обращение. Мой дом – он и там, и здесь. Я настоящий кочевник. Зимовка – летовка. Здесь у меня жайляу, там у меня қыстау (смеется)

По отношению к женщине можно судить о здоровье общества. Мне искренне жаль женщин, которые оказались в роли байбише. Прожить с человеком много-много лет, вырастить детей, а потом быть преданной кем-то... Но и этих молоденьких девчонок, которые находятся в поисках защитника, содержателя, я не знаю, как назвать этого человека, мне тоже жаль. Чаще всего они так поступают из-за неуверенности в себе, в своих силах. Их надежды редко оправдываются. Конечно, бывают исключения, иногда действительно приходит любовь, я всегда рада, когда люди счастливы. Но это скорее исключение, а не правило.

Мужчина должен уметь брать на себя ответственность. Раз уж ты женился, живешь с этой женщиной, у тебя есть от нее дети, надо быть сильным. Я понимаю: седина в бороду, бес в ребро, и очень хочется снова почувствовать себя молодым, но ведь у тебя есть ответственность перед семьей, перед продолжением твоего рода, перед аруахами и перед самим собой, в конце концов. Это большая сила и смелость – остаться верным. Любовь – это огромная сила. Это глубокое чувство, которое формируется долгими годами. Поэтому, когда человек говорит "Я могу любить двоих", я в это не верю. Кого он обманывает? Если ты любишь одного человека по-настоящему, тебе даже в голову не придет сделать ему больно.

"Лучше быть одной, чем рядом с неправильным человеком. И не надо этого бояться. Это более честно по отношению к себе". 

Женщина может все сама. Но, тем не менее, я тоже девочка, и в моем прошлом были моменты, когда я плакала в подушку и спрашивала себя: «Ну почему так произошло, почему нет кого-то, кто был бы рядом и поддержал меня?» Но этот этап тоже пройден, это часть развития собственной личности. В какой-то момент я поняла: зачем плакать, разве это мне что-то даст? Это только отнимает силы. Гораздо практичнее быть оптимистом, быть позитивной, работать, рассчитывать только на себя, идти вперед, окружать себя единомышленниками, людьми, с которыми есть глубокое общение. Лучше быть одной, чем рядом с неправильным человеком. И не надо этого бояться. Это более честно по отношению к себе. Лучше дать себе шанс встретить того, с кем ты сможешь создать гармоничные отношения, чем держаться за кого-то по причинам, не имеющим отношения к любви.

Мы иногда забываем о том, что существует еще и общение с самим собой. Его тоже надо строить, надо знать себя. Мы часто не можем остановиться в потоке событий и попытаться  познать самих себя. А это очень важно, если хочешь найти правильного человека. Ведь если ты сам себя не знаешь, как ты поймешь, кто тебе нужен на самом деле? Часто люди перескакивают из одних отношений в другие, не делая выводов, и происходит коллапс. Так что в какой-то момент я просто избавилась от всех этих страхов, и, кстати, именно тогда все стало получаться. 

Как я могу не состояться, когда у меня выросли два прекрасных ребенка? В первую очередь, я мама. Я дочь своих родителей, я сестра своих братьев и я мама своих детей. Семья для меня – это самое главное. А все остальное – просто классная жизнь, когда ты занимаешься любимым делом и у тебя что-то получается. Значит, я – счастливый человек. 

Фото: Адина Шарипова

Выражаем благодарность Cafe Central за предоставленную локацию для съемок

#кино #голливуд #наши за рубежом #казахстанское кино #токал #казахстанцы в США #Гаухар Нуртас #фильм "Токал" #Gia Noortas

Загрузка...