Он умер от сердечного приступа, но оставил около 400 уникальных работ

#Искусство

Ему было 64, за эти годы он прошел путь от простого учителя черчения в средней школе до одного из самых значимых художников Центральной Азии. Сегодня в Национальном музее Республики Казахстан в Астане открывается выставка Молдакула Нарымбетова Aruaqtyn tüsi.

Он умер от сердечного приступа, но оставил около 400 уникальных работ

Молдакул Нарымбетов стал основателем казахского авангарда, открыл школу современного искусства, принял участие более чем в сорока международных выставках. Но по большому счету, при жизни он не получил ни славы, ни денег, которых заслуживал. Он был по-настоящему народным художником, олицетворял себя со страной и своим народом. Но наверху этого не заметили.

Казахстан Нарымбетова, который смотрит на нас с его картин, - это сонные дома среди песка и сухих кустарников, это сгорбленные спины людей, утяжеленные вековой усталостью. И вдруг среди этого медитативного покоя – взрыв ярких красок и бушующих линий, безумный шаманский танец зеленых человеческих фигур на красно-фиолетовом фоне.

У Молдакула получалось транслировать вещи,  казалось бы, несозвучные - смирение и протест, бунт и умиротворение, страсть и покорность.

Художник-радикал, лидер известной авангардной группы «Кызыл трактор», он продвигал актуальное искусство, опередив свое время, и он первым начал работать с нестандартными материалами, вроде автомобильных шин. Совершенно уникальный язык, который художник адресовал нам, до сих пор не позволяет искусствоведам причислить его к какому-то определенному художественному направлению. Может быть, потому, что Молдакул был шире любого из известных на сегодня направлений.

"Три бия". 2008-2010 годы. 121х243 см, смешанная техника, акрил, резина

Куратор выставки Владислав Слудский написал о художнике: «Обладая минимальным количеством ресурсов, Молдакул Нарымбетов не только писал замечательные картины, но и создавал массивные скульптуры буквально из мусора - отработанных резиновых покрышек, которые ему отдавали СТО, расположенные рядом с его студией в Каменском плато в Алматы. Художник мастерски справлялся с таким неподатливым материалом, как резина, и смог найти способ сделать эти грузные объекты пластичными, дышащими, живыми - как если бы они были сделаны из органических материалов».

Молдакул использовал не только шины, но и камни, войлок, музыкальные инструменты, шерсть, дерево, воду. Художник мог соединить эти вещи с живописным полотном, насыщая свои работы множеством граней и разночтений, заставляя наше воображение проснуться, отряхнуться и осмелеть. «Нарымбетов систематически наделял старые смыслы новым телом, - пишет Слудский,  - что в конце концов привело к чистому, пластичному и утилитарному языку, на котором способен разговаривать каждый – и арт-специалист, и обычный человек, казалось бы, не подготовленный к прочтению замысловатых художественных подтекстов. Сложное высказывание, облеченное в простоту и честность, является серьезной величиной в искусстве, немногие художники смогли добраться до этих пределов. Молдакул Нарымбетов смог».

"Без названия". Сиреневый, бирюзовый, кирпичный, 2000 год. 170х137 см, ДСП, акрил, лессировка
Из серии "Мой Казахстан". 2000-е годы, 98х120 см, холст, смешанная техника, акрил
"Подсолнухи". 2005 год. 113х151 см, холст, акрил, масло
"Старый воин, кидающий камень". 2009 год. 137х85 см, ДВП, смешанная техника, акрил, резина"
"Верблюд и кошка". 1995 год. 110х138 см, холст, масло
"Лунный вечер". 1989 год. 70х80 см, холст, масло
"Они прошли". 1999 год. 105х106 см, холст, акрил

Чем больше смотришь на картины Нарымбетова, тем больше погружаешься в транс от осознания этого уникального симбиоза, где художник использует ироничные, легкие, простые инструменты для того, чтобы донести до нас сакральное: жизнь часто бывает сложна, а судьба несправедлива, но это не повод складывать руки и оружие. Несмотря ни на что, жизнь стоит того, чтобы ее любить. И странно, что мы, люди, с такой рьяной готовностью умудряемся разрушать то, что нам дорого.

"Я не была лично знакома с Молдакулом, не успела, к сожалению, с ним познакомиться, и это, наверное,  еще больше подталкивает меня к изучению  феномена его творчества и группы "Кызыл трактор" лидером которой он являлся, - говорит руководитель Центра современного искусства Национального музея РК Роза Абенова. – И как человек, и как художник он был харизматичен, смел и креативен, полон идей и планов. Он ушел  на пике своего творческого подъема, не успев многое нам сказать. Я думаю, что казахстанское современное искусство  обеднело без "главного шамана" Великой степи, и что государственные художественные институции до сих пор должным образом не оценили его вклад в искусство Казахстана. Очень важно, что сейчас его работы выйдут к зрителю. И я надеюсь, что молодые казахстанцы,  которые задаются вопросом - кто мы и в чем состоит  жизненная и гражданская позиция, будут горды художником-соотечественником. Который своим уникальным творчеством  показывает истинный патриотизм без пафоса и  формализма. Молдакула Нарымбетова можно отнести к редким художникам,  сумевшим  найти и ярко выразить свою идентичность. Мы долго шли к этой выставке, это была наша многолетняя мечта, и я очень рада, что сегодня Молдакул Нарымбетов выставляется в залах Национального музея РК" 

Выставка в Астане еще раз напомнит всем нам о великом мастере спустя годы после его смерти. Его нет, но его картины говорят с нами.

Говорят образами, которые создал сельский парень, большую часть жизни проживший в Шымкенте. Человек, которому была отпущена уникальная способность видеть мир глобально, а свою родину – детально.

"Монголия". 2009 год. 120х172 см, смешанная техника, акрил

В 2011 году Молдакул Нарымбетов сказал в интервью «Свободе слова» (и это заявление стало для него отчасти пророческим): «Я занимаюсь искусством, которое никому не нужно. У меня шестеро детей и двенадцать внуков, а я занимаюсь делом, которое не кормит. Мои проекты никто не финансирует. Но я никогда не стремился стать продаваемым. Я родился и умру в Казахстане. С кистями, сжатыми в кулаке. Возможно, нищим и непризнанным».

Организаторы выставки уверены, что когда речь идет о настоящем искусстве, для признания никогда не бывает поздно.

Выставка проходит в рамках музейного проекта «История современного искусства Казахстана в лицах» и будет работь до начала зимы.  

#астана #выставка #Молдакул Нарымбетов

Загрузка...