Ландшафтный дизайн
в Казахстане

Автор: Comode
3230 0 Советы
Казахстан - не экзотический островок, а часть цивилизованного мира. Поэтому его развитие зависит от глобальных тенденций. Сначала 70-летнее пребывание в составе СССР. Теперь - влияние западной культуры. Сможет ли страна сохранить свое лицо и выработать собственный стиль в новых условиях? Об этом Полина Шиманская беседует с дизайнером интерьера и ландшафта Ларисой Брыловой.

Ландшафтный дизайн, как вид искусства, своими корнями уходит в Древние Месопотамию и Египет. Уже тогда садовники создавали первые аллеи, террасы, беседки. В Древних Греции и Риме появились первые общественные парки, места отдыха. Китайцы и японцы, а позже и европейцы, возвели ландшафтный дизайн в настоящий культ со строгими канонами и задачами. По мнению садовников и флористов, однообразный пейзаж вызывает психологическое утомление. А вот правильно созданный ландшафт, напротив, оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние. Вот почему во всем мире этому виду искусства отводится так много внимания. В числе лидеров - британские парки и сад Хэлиген, Версаль в Париже, японские и китайские рощи, клумбы в Нидерландах, Бахайский сад в Хайфе. Помимо этого, ежегодно американское сообщество ландшафтных архитекторов ASLA присуждает профессиональные награды лучшим современным мастерам в конструкции ландшафта. В 2014-м главный приз получил парк Канберра в Австралии.

А что же в Казахстане, есть ли у нас шанс зародить собственный стиль? Сегодня в стране всего несколько десятков компаний, профессионально занимающихся ландшафтом, обучают этому мастерству в нескольких вузах, частных школ тоже единицы, да и те в основном в Алматы. Сами дизайнеры говорят, что наше ландшафтное искусство находится на уровне феодального строя, тогда тоже активно развивались сады, огороды, парки в закрытых частных замках и монастырях.

- Когда именно в Казахстане стал развиваться собственный ландшафтный дизайн?

- Я начала работать на этом рынке в 1990 году, но тогда такого понятия, как ландшафтный дизайн, в Казахстане не было, - рассказывает дизайнер Лариса Брылова. - Существовали территории с минимальным озеленением, по тем временам этого было всем достаточно. Только в 90-х годах люди стали понимать, что дизайн требует тщательной и серьезной отработки, это иной уровень, а не просто минимальные посадки, которые гарантируют комфорт. Дизайн и ландшафт – это эстетика, и понятно, что красивый сад – это дорогое удовольствие, причем деньги нужны не только для того, чтобы его возвести, но и поддержать. Это процесс антропогенный и требует настойчивости. Если вы не будете поливать, холить, лелеять сад, то он исчезнет. Для этого нужен хороший инструментарий, чтобы все было устойчивым, надежным, соответствовало климату, почве, рельефу, освещению, композиции и вкусам заказчика.

- В начале 2000-х я общалась с дизайнерами и архитекторами, они жаловались на то, что наш экстерьер "заборный". Для потребителя главное было - поставить забор, и чем выше и дороже, тем лучше. Как сейчас обстоят дела? Что сегодня заказывают и кто себе это может позволить?

- Сегодня тоже заборы играют важную роль в строительстве, порой их цена достигает 12 тысяч долларов. Однако заказчики встречаются разные. Есть категория людей с деньгами, но они готовы платить за то, что видят и могут потрогать. При этом не берут в расчет те затраты, на которых проекты держатся. Они не читают планы, инженерные проекты, не понимают, зачем нужны стоки, насосы, террасирование склонов, и только после того, как их участок затопит или склон поползет, начинают осознавать, что зря экономили. Убеждать таких очень сложно, есть совершенно не обрабатываемые. Много таких, которые просят подобрать "что-нибудь" в буквальном смысле слова, и чтобы это "что-нибудь" гарантировало им уют при минимальном уходе. Они даже не понимают, что посадки надо элементарно поливать, а газоны подсевать, прочесывать, обрабатывать, клумбы рассаживать. Все, что создано руками человека, требует ухода, без поддержания посадки превращаются в обычную природную среду, которая была до того.

Есть и те заказчики, которые хотят пейзажный стиль, регулярный, японский, китайский, не отдавая себе отчета, что не позволяют это построить ни рельеф, ни климат, ни территория. Ну не могут у нас пальмы расти и бамбук! В целом наши заказчики рафинированные, не просят эстетства, тяготеют к свободным стилям, миксу. Но я могу отметить, что потребитель стал более просвещенный, все-таки они ездят по миру, видят, как это решается. Хотя, повторюсь, они не всегда понимают, что не все растения могут у нас расти, нужны имитаторы, а размеры участка порой не соответствует задумке. По нормам землепользования сегодня позволено 10 соток, две уходят под застройку, для ландшафта остается мало места, с учетом того, что оставшаяся территория должна быть еще и функциональной. Но выход есть: у нас популярны пейзажные стили, они очень благодарные, позволяют скорректировать даже небольшую территорию и создать иллюзию, что она развитая. Однако если дизайнеры будут и дальше активно придерживаться рафинированных стилей, нового ничего не родится. И об этом тоже надо помнить.

- Если сравнить городской ландшафт наших городов и, скажем, европейских, восточно-азиатских, мы довольно скромно выглядим. Ботанические сады по большей части в упадке, парки однообразные, территории вокруг жилых домов тоже. Приезжие иностранцы часто удивляются, что деревья у нас белят известкой и обрезают под пень. В Павлодаре я даже видела, как к приезду высоких чиновников покрасили траву....

- Я согласна отчасти с этим. Деревья у нас действительно подвергаются какой-то радикальной обрезке, а ведь можно просто придать декоративную форму без нанесения ущерба. Мы стрижём под пенек карагачи, вязы, и не отдаем отчет, что эта часть озеленения не соответствует окружающей среде. Печалит и то, что у нас не стремятся разнообразить посадочный материал, используем то, что рекомендовано справочниками, что много лет гарантированно хорошо у нас произрастает. Но хочется эксклюзивности, новизны, пусть эти посадки не будут целыми аллеями, но хотя бы в виде угловых композиций. Хотя отдельные гостиничные комплексы уже пытаются отличиться, формируют рокарии, клумбы, пусть это не масштабно, но уже есть движение. Хочется, чтобы и городские власти на это обратили внимание, задавали более высокий уровень, завозили новые сорта растений и украшений, ведь, кроме удобств, в городах должна присутствовать и эстетика, красота.

- Наш рынок ландшафтного дизайна не изобилует огромным выбором, тех же оригинальных малых архитектурных форм очень мало. Как Вам удается выходить из этой ситуации? Срабатывает наша "голь на выдумки хитра"?

- Потихоньку этот рынок тоже развивается. Но часто в ход идут все подручные средства, используются отходные материалы - бутылки, посуда, пластиковые конструкции, резиновые изделия. Сейчас активно используют автомобильные шины, из них можно делать скульптуры, ступени, оформить подпорку стен, вазоны, вариантов много. В моей практике был случай, когда мы делали ландшафтный дизайн бывшему костюмеру театра. У него на даче сохранилось много пуговиц, несколько мешков, и мы использовали их в декоративных целях при украшении клумб. Главное - включать фантазию.

- Как Вы считаете, когда-нибудь будет сформирован казахстанский ландшафтный стиль? Или все уже до нас придумано?

- Я думаю, что своего стиля у нас не будет, это и не надо, потому что исторически мы живем в степи. Да, там бывает весной разнотравье, но это все равно небогатый ландшафт, его трудно воссоздать и культивировать.  Поэтому нет у нас казахстанского стиля, есть какой-то микс китайского, японского, кантри, модерна, колониального и классического. До формирования общего стиля нам очень далеко. В последние пять лет акиматы начали вкладывать средства в благоустройство, но это еще не ландшафтный дизайн. Понятно, что капитальное благоустройство очень дорогое, поэтому пока украшают какие-то небольшие фрагменты - игровые площадки, скверики, клумбы, появляются у торговых центров и ресторанов цветники, рабатки, рокарии, и это приобретает массовую форму... Но когда этот процесс станет системным, я не представляю.

Впрочем, известные в мире сады и парки тоже ведь создавались чаще всего на частные деньги. В эпоху Возрождения в Европе, например, посадки общественных парков спонсировали богатые альтруисты, а ухаживали за ними совершенно бесплатно династии садовников. В итоге знаменитые парки существуют по сей день и привлекают миллионы туристов.

Стоит почитать

Загрузка...
Комментарии 0
Чтобы оставлять комментарии, вам нужно зарегистрироваться или войти. Написать комментарий