Картинка
Семья

Диана Севергина: "После развода я подала в суд на раздел имущества и выиграла"

Когда мы познакомились с моим будущим мужем и у нас возникла любовь, мне казалось, что это абсолютно мой человек. Это были мои первые серьезные отношения, и когда я выходила замуж, то была уверена, что мы будем жить до старости.

Говорят, что если что-то пошло не так, то виноваты оба. Но мне есть что возразить: человек, имеющий семью, ребенка, параллельно строит вторую жизнь. Это кажется мне нечестным – он живет своей жизнью, а ты-то живешь его жизнью, облагораживаешь дом, заботишься о нем и ребенке, стараешься, чтобы все было хорошо. Я не хотела развода, я любила мужа. И до последнего не верила, что он готов разрушить семью. И я не хлопнула дверью сразу: я пыталась наладить отношения, объяснить, как он нужен мне и дочери, я забыла о гордости, но добилась только того, что об меня стали вытирать ноги. Его позиция была очень жесткая: "Терпи. У меня все хорошо, оставь меня в покое". Я не была готова терпеть. Я собрала ребенка и ушла от него. И буквально сразу узнала, что у мужа была другая.

Мы расстались в марте 2016 года, а в июне он подал на развод. В сентябре нас развели, дочери на тот момент было три года. Муж – владелец собственного бизнеса, и так совпало, что у него начались проблемы в бизнесе и его доход стал существенно меньше. Может быть, это тоже сыграло свою роль в том, что он отказался помогать мне финансово. Но. Сразу после нашего развода муж отправился со своей новой возлюбленной в Таиланд. Я, конечно, восприняла это болезненно: мы с дочерью на улице, без крыши над головой, а он летит отдыхать и развлекаться. Нам даже еду не на что было купить, ведь до этого я не работала, сидела дома с ребенком. Это было очень трудное время, и единственный человек, который мне тогда помогал, – это моя мама.

После развода я решила подать в суд на раздел имущества. Бывший муж расценил это как месть, но это не была месть. Я просто хотела получить то, что моей дочери было положено по закону. Мне нужны были деньги для того, чтобы жить и растить ребенка. Я нашла адвоката, объяснила ему ситуацию, и он начал готовить иск. Я нисколько не сомневалась, что поступаю правильно. Человек решил все в своей жизни поменять, мы стали ему не нужны, я и моя дочь стали препятствием для него, обузой. Судя по поступкам мужа, он не собирался участвовать в судьбе нашей дочери, а я считала, что это несправедливо по отношению к ней. Я допускаю, что чувства могут пройти, но это не дает мужчине права не нести за своего ребенка никакой ответственности.

Наше общество культивирует модель, где женщина не должна бороться, она должна оставаться женщиной. Такое могут делать только самые бессовестные девочки: требовать денег на ребенка при разводе – какой ужас! То есть мы должны удовлетворять запросы общества на то, чтобы быть ласковой, нежной, слабой, всепрощающей. И это очень выгодно мужчинам, чтобы мы были терпеливыми и послушными в любой ситуации. Но если есть факторы, которые вынуждают женщину бороться, то надо перешагнуть через ожидания окружающих. Мне маму мою было очень жалко, потому что она человек старой формации и страшно переживала: боялась, что я сломаюсь, требуя что-то у бывшего мужа. Но у каждого человека своя точка кипения. Я долго могу ждать и оправдывать, но когда закипаю, то сразу начинаю действовать. Я маме так и объяснила – меня на это вынудили обстоятельства.

Адвокат заверил меня, что дело мое беспроигрышное на сто процентов и закон на моей стороне. Если бы у меня была хотя бы доля сомнения, я бы не стала затевать все это. Мы встретились втроем: я, мой адвокат и бывший муж. Муж вел себя очень дерзко. Сказал: "Ты кто такая? Ты ничего не получишь! Я сам решу, какие и когда тебе давать деньги". Я ответила: "Хорошо! Тогда встретимся в суде!" Морально я ощущала себя убитой: решение родить ребенка мы принимали вдвоем, он очень хотел дочь, у нас были все условия для того, чтобы стать счастливыми родителями и обеспечить ребенка всем необходимым. У нас никогда не возникало финансовых споров – полное взаимопонимание, он работал, я занималась домом, он знал, какие расходы у нашей семьи. Поэтому мне было удивительно его поведение после развода, как будто это были два разных человека.

Мое сотрудничество с адвокатом закончилось на подаче им иска в суд. Свои интересы в суде я представляла сама. В январе суд вынес решение: одну вторую часть всего имущества, приобретенного в совместном браке, муж должен был передать мне. Если бы муж добром решил вопрос с жильем и алиментами – я бы не стала обращаться в суд. Но он не шел на контакт. В результате по суду я получила право на половину стоимости машины и на 50 процентов доли в его бизнесе. Это мужа страшно разозлило. У меня был такой образ: маленькая девочка, которая сидит дома с ребенком, хлопает ресницами и ничего о жизни не знает. Пока шел процесс, муж не сомневался, что у меня ничего не выйдет. И друзья мне говорили: "У тебя ничего не получится, он ничего тебе не отдаст". Когда судья огласила результат, муж был просто в шоке. Он не поверил тому, что услышал.

Хотя до этого муж пытался подстраховаться: он сделал свою долю в бизнесе меньше, но это уже не играло никакого значения, потому что было сделано после развода. А значит, я, как жена, имела право на ту часть бизнеса, которая была юридически оформлена на него, когда мы были еще в браке. Сделка по передаче акций мужа другому человеку была признана недействительной. При этом я была очень лояльна к мужу: давала ребенка, спокойно все обсуждала, не опускалась до скандалов и выяснений. Я понимала: личные отношения нам желательно сохранить хорошими, но деньги нужны моему ребенку, они мне положены по закону – и я должна это сделать. Теперь, когда я имею право на 50 процентов доли в его бизнесе, я предложила мужу купить у меня мою долю в составе акционеров, и тогда он получит право распоряжаться своим бизнесом самостоятельно и единолично. Сейчас муж думает над моим предложением.

Я не чувствую себя победителем. Здесь надо понимать, что пока идет судебное расследование и пока не вынесено решение – нельзя сидеть и ждать. Надо жить, работать, решать свои проблемы, обустраивать жизнь и не думать, что то, что ты получишь по суду, изменит твою жизнь. Ты сама ее должна изменить. Деньги, отсуженные у бывшего мужа, для меня, например, – серьезная помощь и подспорье, но нельзя рассчитывать только на них. Если ты сама ничего не умеешь – эти деньги тебя не спасут. У меня были проекты, которые я вела, дочь ходила в садик, я сняла себе квартиру. Обычная жизнь. Я училась жить заново, одна, без мужа, с маленьким ребенком на руках.

Все пугали меня, что судебная система у нас работает плохо. Но я увидела обратное – система работает хорошо. Ты можешь зайти на сайт и проверить: когда приняли твое исковое заявление, почему оттягивается дело. У каждого судьи есть установленные сроки: например, если дело не рассматривается в течение трех месяцев, движений нет, судья должен отчитаться – почему. Если причина задержки необъективна, на судью налагается штраф. С возникновением электронной документации все процессы стали прозрачными. Суд может откладывать заседания: но ты звонишь, настаиваешь, требуешь ответа – ты показываешь, что для тебя это важно. И тебе обязаны ответить! Я приходила и записывалась на прием. Я спрашивала, почему откладывают заседания, и мне отвечали. Я на собственном примере увидела, что нашей судебной системе можно доверять: судья была беспристрастна, полагалась только на факты, подтверждающие документы и рассматривала все это в рамках суда – то есть закон работает.

Самое главное – это запустить процесс и не бояться ничего. Очень трудно сначала переступить через моральные барьеры. Помимо того что тебе очень мешает расхожее мнение, что "все куплено, и ты ничего не добьешься", есть еще такой фактор, как уят. Жена не должна идти против мужа, даже если он – бывший. Ты же женщина – как ты можешь навлекать такой позор на семью?! В нашем доисторическом обществе это очень удобный способ давления на женщину и возможность управлять ею.

Я не хотела никому делать плохо, а вопрос репутации – о нем мужчины должны заботиться сами. Благодарность к прошлому – слишком слабый аргумент. Да, мы жили хорошо, да, он был хорошим мужем, да, мы летали в отпуск и были счастливы. Но это закончилось, и не по моей вине, он теперь воспринимает нас как чужих людей. А от меня требуют быть благородной из уважения к прошлому. Нет! Я воспитываю ребенка – меня интересует будущее!

У меня все давным-давно отлегло, я отпустила этого человека, я искренне желаю ему всего хорошего. Я выиграла суд, но  муж с решением суда не согласен, он подал апелляцию. То есть мои суды еще не закончились. Но я не отчаиваюсь. И могу сказать другим женщинам: не надо питать ложных надежд, что бывший муж будет вести себя порядочно – может случиться по-всякому. Развод часто влияет на людей отрицательно: вы можете столкнуться с озлобленностью, даже ненавистью. Очень важно для женщины избавиться от чувства вины: не надо искать в себе причины того, что все разрушилось, что вы плохо ухаживали за мужем или были недостаточно удобной женой.

Развод может случиться с любой из нас – даже самой расчудесной женой. И если ваш бывший муж сразу занимает воинственную позицию и по какой-то причине не дает вам алименты, не делит квартиру, не отдает вам часть ваших общих активов, то и потом лучше не станет. Сидеть и ждать годами, когда муж одумается, скорее всего, безнадежный вариант – он не одумается. Как только вы столкнулись с отказом о финансовой помощи со стороны мужа, сразу подавайте в суд.