Картинка
Семья

Быть папой девочки

Папы часто встречают своих дочерей из школы, отвозят на спортивные секции, провожают до дверей кружков или просто гуляют с ними в парке. И помогают девочкам нести их рюкзачки. Мы видим картину: широкие спины, мужские куртки, а на плече – девчачий рюкзак с блестками и единорогами.

Движение HeForShe в Центральной Азии решило зафиксировать это явление и объявило челлендж «Рюкзачки». Потому что детский рюкзачок на спине мужчины означает, что он хороший отец. Что он заботится о дочери, встречает и провожает ее, берет на свои плечи ее груз. Более того, он общается с ней в дороге, отвечает на ее важные вопросы, поощряет ее занятия спортом, спрашивает, как прошел день в школе – в общем, этот рюкзачок означает искреннюю любовь, интерес, внимание и заботу о дочери.

В соцсетях появились фотографии с аутфитами пап девочек, куда проникли розовый, лиловый и оранжевый цвета, блестки, пони и единороги маленьких рюкзачков. Этот образ – напоминание о том, что поддержка женщин начинается с самых простых шагов. Девочка, которой папа носит рюкзак, заплетает косы и вытирает слезы, вырастет более уверенной в себе. Она с большей вероятностью будет добиваться поставленных целей во взрослой жизни, защищать свои интересы и строить с мужчинами равный партнерский диалог. 
Мы сделали для Comode.kz небольшую подборку мнений мужчин о том, что такое для них – быть отцом девочки.

Нурлан Сулейменов, врач, SММ-специалист, Казахстан:

«Однажды у дочери не получалось собрать конструктор, и она своим звонким голосом повторила мое фирменное ругательство. И в этот момент я четко осознал, что мне надо быть в сто раз осторожнее: ведь дочь копирует не только слова родителей, но и поведение, отношение к людям и событиям. И у меня появилась острая внутренняя потребность стать лучше, чтобы ребенок перенял лучшее. Я стал строго следить за тем, что я делаю, ведь дети повторяют то, что мы делаем, а не то, что мы им говорим.

Самое важное, чему меня научило отцовство, – это терпение. Иногда забываешь, что даже самым простым вещам когда-то приходилось учиться. Маленький ребенок постоянно об этом напоминает, и поневоле становишься терпеливее, ведь все когда-то что-то не умели.

А еще ребенок учит радоваться обычным вещам в жизни. Смаковать клубнику, ловить мыльные пузыри или танцевать в девятый раз под Тейлор Свифт – это все может приносить много удовольствия, если делать осознанно.

Ну и третья важная вещь, которой научил меня ребенок, – быть добрее к себе. Мы всегда строги к себе, но добры к собственным детям. Одну и ту же ошибку я бы легко простил дочери, но не себе. После ее рождения я заметил эту разницу в голове и стал добрее к себе, ведь все мы ошибаемся и в этом нет ничего плохого».

Сумсарбек Мамыралиев, основатель сети ресторанов, Кыргызстан:

«Я много работаю, и самое ценное время для меня – это поездка в детский сад и дорога обратно. Это наше с дочерью время, где нет нянь, мамы – никого, только мы вдвоем. Мы безудержно болтаем, Асман рассказывает мне, как провела день в саду, что они делали, что ели, чему научились. 

Я пою ей песенки, мы считаем и отгадываем тип деревьев из окна машины. Наперегонки считаем на трех языках. А потом она, так мило упираясь мне в грудь, говорит: «Аааттоуууу, жүр магазинге барайлык, бирдемке алайлык…»
Мы паркуемся у торгового центра и идем выбирать очередную сумочку. 
Шопинг – идеальный шанс научить ребенка анализировать. Мы спорим, дискутируем, потом, договорившись о покупке, обсуждаем новое приобретение по дороге домой».

Арсен Рысдаулет, предприниматель, Казахстан:

«Сколько же у нас было интересных бесед с дочками по дороге в детский сад, в школу и домой. Много вопросов и столько же подробных ответов. Дети делятся своими переживаниями, а я стараюсь дать им толковый совет. Особенно много таких разговоров у нас со старшей дочерью, так как она учится в первом классе и ей нужно находить общий язык с одноклассниками. Тот опыт коммуникаций, который у нас идет с момента рождения, является очень важным для ее дальнейшего развития».

Оруч Кавунджу, финансист, Турция:

«Самое важное, чему меня научило отцовство, – держать обещания, какими бы маленькими в представлении взрослого человека они ни были. Например, утром, уходя на работу, обещаешь ребенку поиграть или погулять с ней вечером. Вечером приходишь уставший, но все равно делаешь, потому что знаешь – для нее это не мелочь. Для нее это очень важно. Из таких маленьких обещаний и получается быть папой. Оказалось, что ребенок – самое большое счастье в моей жизни. И хорошо, что я вовремя понял, как быстро она меняется. Быть отцом грудной малышки – отдельная радость, быть отцом трехлетней девочки – не похоже на то, что такое быть отцом четырехлетней. Я хочу проживать каждый период ее развития вместе с дочерью, не пропустив ни одного дня. 

У меня дочка – веселая. Если я просыпаюсь по утрам недовольный, она говорит: «Папа, улыбайся!» Она напомнила мне, что жизнь заключается в радости. Просто жить – уже счастье. Моя Селин сделала меня лучше как человека. Надеюсь, что она вырастет свободной душой со страстью к жизни: сильной, но чувствительной, в ладу с собой, немножко сумасшедшей – чтобы получать от жизни удовольствие, уверенной в себе, устойчивой, доброй и честной. Я бы хотел, чтобы, когда дочь вырастет, у нее всегда находились силы преодолевать свои сожаления, что что-то пошло не так, и двигаться дальше».

Йоахим Шредер, инженер, Германия: 

«С появлением детей все изменилось, конечно, но не только в сторону усложнения жизни. Конечно, осталось меньше времени на хобби, спонтанность, другие прелести индивидуализма, но зато появилось столько новых классных штук, о которых я даже не подозревал: развеселые завтраки с разбросанной по столу едой, собирание Lego (снова, как в моем детстве!), ползание по полу, первые совместные поездки на велосипедах… Ты словно заново переживаешь свое детство, открываешь жизнь заново. Причем всей семьей, включая меня с женой и наших родителей (ставших бабушками и дедушками). Для меня стало сюрпризом, что жизнь с маленькими детьми оказалась не такой ужасно тяжелой, как предупреждали друзья, у которых уже были дети. Да, бессонные ночи нелегки, но зато столько веселья, благодарности, опыта! 

С детьми очень забавно, они все время держат тебя в тонусе. Научив их пользоваться вилкой и ножом, ты теперь не можешь позволить взять какой-нибудь кусок пищи рукой – дети тебе немедленно напомнят, что надо пользоваться приборами! Наш младший ребенок – дочка, и я очень ценю время, которое мы проводим вместе. Мы ездим вместе с сыном Максом и его другом, соседским мальчиком, кататься по горным тропам на великах, и когда я стал брать с нами Лауру, я опасался, что ей будет тяжело и скучно. Но она быстро втянулась и ездит даже лучше мальчишек – меньше жалуется, больше слушает советов, как дышать, в то время как пацаны все стараются друг друга обогнать и быстро выдыхаются. А недавно я разбирал один старый прибор, и она ко мне присоединилась. И так увлеклась, что мы с ней отвертками развинтили вдогонку еще и старый ноутбук. Она с таким азартом копалась в нем, извлекая плату, вентилятор, батареи и остальные детали, что теперь постоянно спрашивает: «Пап, а есть что-нибудь еще, что можно разобрать?!» Я вижу, что она учится пониманию того, что она может все не хуже мальчиков. Сейчас она, например, обожает футбол».

Молдияр Ергебеков, преподаватель, Казахстан:

«После рождения дочери Сарочки я стал гораздо смелее. И терпеливее – в хорошем смысле. Дочка научила меня ждать ее, отвечать на бесконечные вопросы, бесконечно класть на место вещи, которые она разбросала. А еще я у нее учусь чувствовать, ощущать жизнь в той ясности, полноте, свежести восприятия. А еще мне нравится ее логика, ее творческий подход ко всему. Мне вообще до ее появления казалось, что это родители должны учить детей, прививать им всякие ценности и так далее – а получается совсем наоборот. Например, глядя на свою дочь, я вдруг стал значительно больше задумываться об экологии. И не только потому, что вот у меня появился ребенок и я должен оставить ей планету в нормальном состоянии – она меня научила любить кошек и собачек, всяких жучков-букашек, живых существ. Цветы я полюбил, потому что она их все любит, жалеет, уважает. Видит в них красоту, и я тоже смотрю и думаю: «Надо же, я раньше даже не замечал!» 

И забавно, как она, когда младше была, меня хвалила за что-нибудь, что ей в моем поведении нравилось: «Папа, ты хорошая девочка!» Мы с женой смеемся – Биби Сара же слышит от нас, что она «хорошая девочка», и считает, что все вокруг – девочки! Это мне показалось особенно интересным, что во многих языках и культурах «человек» по дефолту – «мужчина» (как man в английском или «адам» в казахском). Но ведь может быть и совсем по-другому».     

Тема отцовства – одна из ключевых для #HeForSheCentralAsia. Среди социальных роликов, снятых в рамках движения, есть один под названием «Платье». Он рассказывает, как быть вовлеченным отцом, когда ребенок совсем маленький. После публикации «Платья» в разных аккаунтах появилось много комментариев, из которых становится ясно – ответственные отцы были всегда, а сегодня быть чутким папой – настоящий тренд. 

► «У мамы были осложнения после родов и ей много чего нельзя было делать. Я в детстве по ночам всегда звала папу, потому что после выписки из роддома он хотел, чтобы мама нормально спала, и я привыкла ночью звать папу. Папа после работы приходил, стирал пеленки, которые накопились за день, готовил маме ужин и еду на завтра. Гладил высохшие пеленки, купал меня. Утром в 5 бежал на молочную кухню, приносил детское питание и уходил на работу. И так каждый день в течение нескольких месяцев. Это был 1980 год…»

► «Я был таким папой. Не вижу здесь ничего особенного и унизительного для мужчин. Уход от рождения до полутора лет – это вообще довольно трудно. И хорошо, когда именно мужчина (отец) может взять на себя труд помочь маме малыша выспаться и отдохнуть. Если, конечно, он не инфантилен и не избалован своей мамой. Мне, допустим, всегда было легче проснуться среди ночи, переодеть малыша и спокойно спать дежурным сном дальше. Жена и не просыпалась: только первое время, чтобы покормить грудью. Мое уважение вызывают отцы, понимающие и принимающие участие в воспитании детей. А не те, которые говорят, что до года боялись своего ребенка на руки взять».

► «Я родилась и выросла в семье, где никогда не было фразы «Это не мужское дело». Моему папе в этом году исполняется 70 лет, и он режет салатики на стол, помогает убирать, выгоняет меня из кухни, чтобы он сам помыл посуду. Когда я была маленькая, он собирал вместе со мной киндер-сюрпризы, водил меня в зоопарк. С тех пор как у него родились внуки, он постоянно забирает их гулять, укладывает спать, сидит с ними, пока мама с сестрами бегают по городу. И при этом он всю жизнь много работал, чтобы мы никогда ни в чем не нуждались. Это красиво. Это круто. По мне – это лучшее проявление мужчины. Когда ты действительно силен и готов помогать тем, кого любишь, всем, чем можешь».

► «А я хочу рассказать про свекра. Когда родилась его первая внучка, наша с мужем первая дочка, свекор очень трепетно и с большой ответственностью подошел к этому событию. Буквально за месяц до рождения он бросил курить, хотя имел стаж курильщика около 30 лет, объяснив это так: «А как я смогу ее целовать?» На тот момент ему было 50 лет. Когда малышка родилась, свекор взял отпуск и до 40 дней помогал мне: забирал ребенка на прогулку на пару часов со словами: «А ты спокойно чаю попей и поспи!» Потом он приходил с прогулки и стирал вручную пеленки, говорил, что мне надо беречься, делал влажную уборку через день, чтобы внучка не дышала пылью. Мой молодой муж в то время только устроился на работу после института и зарабатывал на памперсы и жизнь нашей семьи. К слову, мой свекор по профессии геолог, он был директором крупного учреждения и имеет сейчас звание доктора наук. Откуда у него были силы, время и желание на то, чтобы так отдаваться внукам? Глаза мне открыла свекровь. В 80-е, когда родились их дети, свекор очень часто был в отъезде в командировках и пропустил многие моменты взросления их детей. Поэтому он с такой любовью и трепетом ухаживал за своими внуками, которых сейчас четверо».

► «Мы женаты 10 лет. Сколько свой брак помню, муж все время был на работе, соответственно, по дому вообще помогать не мог, я все сама делала, одна, с двумя детьми на руках. Но вот недавно попала в больницу, родных рядом нет. Муж сам стал смотреть за детьми, делал с ними уроки, готовил мне бульон в больницу, жарил детям стейки. Когда я приехала домой после выписки, дома было чисто, он помыл все полы, приготовил суп. Так приятно было ощущать поддержку и любовь! Теперь он всегда помогает мне по дому и с детьми».

► «5 лет назад я порвала связки на ноге и месяц ходила с гипсом. А жили мы на 5 этаже в доме без лифта. Муж почти каждый день спускал меня на руках на улицу и обратно. Партнер на родах, партнер по жизни и лучший друг! Никогда не говорил, что уборка и готовка – это женское дело. Без лишних слов он может помыть полы и погулять с детьми, просто дать мне поспать днем».

► «Мой папочка, папуля, паааап называл меня королевой, готовил завтраки по утрам, отвозил в школу и никогда не повышал на меня голоса. А теперь он – самый лучший дедушка, который с моим третьим ребенком вообще год был ответственной бесплатной няней, бросив свою налаженную жизнь в Алматы».

И папы, которые носят рюкзачки своих дочерей, и воспоминания взрослых о том, как им помогали в детстве отцы, – все это говорит нам о том, что надежда есть. Отцовство уже не воспринимается через призму «Я займусь воспитанием детей, когда они вырастут». Сегодня отцы понимают – важно быть с ребенком с первых дней его жизни и всегда. Потому что это полезно не только для развития ребенка. Папы, которые ухаживают за детьми с рождения, не только выстраивают с ними более прочную эмоциональную связь, но и сами испытывают большее удовлетворение от жизни и от отцовства!

#папа_heforshe 
#HeForSheCentralAsia 
#SpotlightEndViolence