Картинка
Жизнь города

Белочка пришла: известные казахстанцы – о новом арт-объекте Алматы

Инсталляция "Белка" британского художника Алекса Ринслера установлена в рамках большого проекта "Алматы – теплый город" от креативного агентства Funk.

Агентство заявило, что амбициозная инициатива ставит перед собой цель создать устойчивые партнерские коммуникации между администрацией города, бизнесом и креативным классом. Затраты на инсталляцию "Белка" составляют 23 миллиона тенге, из них 15 миллионов выделил алматинский акимат, 8 миллионов вложило само агентство Funk.

"В рамках данного проекта будет воплощено и установлено 16 арт-объектов и малых архитектурных форм в городе Алматы. Все они, кроме инсталляции "Белка", авторства локальных художников и архитекторов, дизайнеров, урбанистов, чьи работы были отобраны экспертами, жюри и акиматом города Алматы. Финансовые риски и обязательства по проекту также разделены между администрацией города и креативным агентством FUNK. Агентство предложило партнерское сотрудничество частного капитала и городского бюджета" – написали представители агентства в своем инстаграме.

Почему белка? Автор инсталляции Алекс Ринслер пояснил, почему выбрал именно эту фигуру для Алматы.

"Я предложил соорудить гигантскую белку в качестве образа, который символизирует жизнь в Алматы. Белки являются прототипом городских соседей. Как и мы, они адаптировались к жизни в городе, и так же, как и мы, нуждаются в ресурсах, чтобы выживать и процветать. Белка держит желудь. Он символизирует награду – запасы, светлое будущее. Белка прижимает его к себе настолько сильно, что лапки, кажется, не вписываются в форму ореха".

Инсталляция временная, она простоит около 9 месяцев. Она неизбежно изменит свой вид, потому что из-за качества, из-за загрязненности через пару месяцев уже будет терять свой внешний вид, который имеет сейчас. При этом художник заявил, что пока не собирается сжигать белку - как он обычно делает со всеми своими произведениями.

Установка арт-объекта вызвала бурю эмоций не только у алматинцев, но и у всех казахстанцев, а также выходцев из Казахстана в других странах. На волне хайпа какой-то предприимчивый человек даже завел белке твиттер, где, правда, постит не особо информативные посты.

Мы задали один вопрос активным алматинцам: какие впечатления произвела на вас белочка? Ответы получились разные и неоднозначные.

Валерия Ибраева

искусствовед

Зачем она нам? Лучше бы ее из бетона сделали. Лучше была бы из пластика. Лучше бы тротуар починили. Лучше бы вайфай установили. Лучше бы барса. Лучше бы Кинг-Конга. Яблоко надо! Сурок больше подходит. Да крыса это! Причем тут белка? Почему такая огромная? Столько денег на такую фигню. Она упадет. Она загорится. Она из сена. Она из соломы. Она из палок и дерьма. Она внутри пустая. Ее надо покрасить. Надо ее поставить у "Есентая". Лучше бы ее в парке на травке установить. Это скульптура. Это инсталляция. Это перформанс. Это издевательство.

Хотелось бы мне посмотреть на художника, который мог бы одновременно выполнить все пожелания худсовета.

Он предложил людям поменяться местами с маленьким животным. Размер белки – это то, какими огромными они видят нас. Материал – солома с огнеупорной пропиткой – на самом деле абсорбент. Он впитает пары бензина, копоть и пыль и будет выглядеть так, как мы изнутри. Автор давно занимается социальной скульптурой. И то, что город и вся страна второй день говорят об искусстве, – невероятный результат установки довольно скромной, по западным понятиям, городской скульптуры.

Юлия Новикова

главный редактор АФИША.kz

На мой взгляд, современное искусство – это такая штука, которая не оценивается категориями "нравится – не нравится". Модерн-арт – это, прежде всего, исключительно важная и очень ответственная миссия в урбанистике: модерн-арт "приводит" жизнь туда, где появляется; "запускает" механизмы культурных активностей в районах, далеких от культурных центров. И здесь Байбек все делает правильно. В Нью-Йорке, Лондоне и других мировых столицах перформансы, арт-интервенции в публичное пространство исторически меняют конфигурацию районов и их социальный статус. Так, заброшенная фабрика превращается в модный лофт, а криминальные портовые склады становятся художественными студиями, после чего весь район "заброшек" трансформируется в респектабельный, например, Soho, куда ломятся туристы со всего света. Эти механизмы универсальны, и прекрасно, что у нас есть в принципе такие примеры, как трамвайное депо, "AртБатФест" в Алгабасе и теперь еще белка на "Атакенте".

Современное искусство – провокация, пробуждение и повод. И в этом смысле белка со своей ролью справляется на отлично – весь город гудит. Другое дело, что Алекс Ринслер, возможно, выбрал не слишком удачную тему, не до конца разобравшись в казахстанском менталитете и местных нарративах, где белка – символ чрезмерного употребления известно чего и где национальная гордость граничит почти что с тщеславием: сами мы себя ассоциируем с величавым снежным барсом и грозным орлом, ни много ни мало. Что ж, это тоже интересный аспект: всемирно известный художник увидел нас милыми и пушистыми, но до царей природы нам далеко. Всегда полезно смотреть на себя со стороны.

Весь город бурлит по поводу неоднозначной белки. А многие ли знают, что выставку нашего выдающегося современника Вячеслава Люй-Ко в музее Кастеева продлили до 29-го июля? И там же мировая звезда, американский анималист Хант Слонем. В Астане – роскошные выставки дополненной реальности FOYA, "50 шедевров Третьяковки", русская живопись из американских частных коллекций. Обязательно сходите: искусство так многогранно. Пусть для многих белка станет лишь стартовой точкой в знакомстве с интереснейшим миром арта в Казахстане! 

Ануар Нурпеисов

актер

Несмотря на то что многие критикуют инсталляцию, она мне очень нравится и где-то даже веселит. Здорово, что в городе появляются позитивные, улыбающие тебя и детей инсталляции. И в этой белке есть определенный смысл. Все мы в городе – те же самые белки, которые бегают в поисках своей добычи, где-то ее хранят. В общем, мне она по душе. По крайней мере, в общественной жизни какая-то новая краска появилась. Искусство всегда вызывает споры, оно для этого и существует, чтобы заставлять людей думать. И пусть это будут даже такие причудливые формы, как эта большая белка. Хотя я бы туда добавил колесо, внутри которого бежит эта белка. Но я согласен с некоторыми СМИ - на самом деле белку просто не туда поставили. Место выбрали не подходящее.

Павел Ким

главный редактор Gagarin.tm

В моем дворе живет несколько белок. Эдакие большие алматинские белки: активные, упитанные и пушистые. Приятно наблюдать за ними утром, идя на работу. Приятно слышать, как они грызут орехи, которыми их подкармливают мои соседи. Природы в Алматы и окрестностях до приятного много, но в те дни, когда я встречаю белок, единение с ней чувствуется острее.

Когда смотрю на белку-кинг-конга перед "Атакентом", мыслей о единении с природой не появляется. Думаю я о том, как хорошо, что белки не таких размеров. Эта белка страшная и агрессивная, мордочка у нее совсем не такая забавная, как должна быть. Думаю, памятник этот обречен на ненависть. Еще недавно тут была парковка, крайне необходимая, учитывая, сколько всего в этом районе находится. Теперь парковки нет, ничего полезного и красивого на ее месте не появилось, зато есть эта белка. Выходит, жизнь людям усложнили ради искусства, а ведь оно должно вызывать позитивные эмоции.

Адиль Лиян

телеведущий

Наши люди почему-то всегда любят возмущаться. Но дайте время – мы же не знаем полностью концепции, задачи. Мы всегда новое воспринимаем чуть-чуть агрессивно и начинаем обращать внимание только на минусы. Касательно денег – это тоже очень спорно. Мне кажется – пусть будет, никому она не мешает. 

Марина Шарипова

блогер

Я наблюдала и возмущение горожан в социальных сетях, и прочла альтернативную точку зрения – авторов инсталляции, которые объяснили свою задумку. 
Да, искусство должно вызывать эмоции, но и у арт-объекта должен быть какой-то посыл. В белке я его не вижу, как не вижу желания сделать фотографию на ее фоне или рассказать о ней как о достопримечательности.

Нуртас Адамбай

режиссер

Я вообще не очень понимаю возникшего ажиотажа вокруг этой белки. Поставили и поставили. Моя жизнь, как и жизни других сограждан, от этого никак не изменится. Разве что дети порадуются.

Биржан Ашим

видеоблогер

Честно? Мне без разницы.

Нурлан Туреханов

дизайнер

Белка – это акция. Это перформанс, это протест, крик отчаяния, если хотите. И знаете, чей? Байбека. 

Первый робкий соломенный шажочек юного акима против надоевших всем статуй тупых мудрецов на коленях и лихих лжебатыров на бронзовых лошадках. Казахи в общей массе оказались более консервативными, чем один выпускник консерватории.

Белка? Она великолепна! Великолепна своей несуразностью, своей необузданностью, своей неожиданностью. Белка, как вызов! Белка, как манифест! "Мы хотим перемен!" – вторит она Цою с Тулебайки. Мы хотим свободы! Хотя бы ментальной. Хотя бы шепотом. Байбековская белка – это Троянский конь. Мы все в Белке.
Мы проникнем с ее помощью в умы (..., о чем я?) и сердца мажилисменов и выгрызем их заплывшую жиром печень. 

Байбек молодец. Впервые его хвалю. Я абсолютно серьезно. Белка – это начало свободы. Она прекрасна!

Амир Шайкежанов

лидер казахстанского ЛГБТ-движения

Белка – уродство. Белка – красота. Белка – искусство. Белка – пошлость. Белка, белка, белка. Как будто говорить больше не о чем. Самое интересное, что, похоже, так и есть. Ряд тем нельзя обсуждать от слова "совсем" – там агашки, откаты, полиция, экстремисты и прочее. Что-то нет смысла обсуждать просто потому, что все равно ничего не изменится. А тут такой подарок городу – белка, ее-то можно обсудить и хулить, запрещать и сжигать, это такой заменитель гражданского общества, его симулятор.

Можно ли ее считать искусством? Однозначно да, она запустила такие споры, дискуссии и обсуждения, выявила столько разных настроений, что это уже не просто предмет размером с четырехэтажный дом, а серьезный катализатор в этой дополненной реальности привычного нам безумия: тут и диванные эксперты, и финансовые аналитики, и художники, ратующие за монополию, контроль и цензуру, и лидеры мнений с разными полюсами отношения к современному искусству. Нашлось столько всего разного, полезного и не очень, осталось нам найти себя и понять, что все это хорошо для симулятора, как колесо для белки, но пора переносить свои поиски истины и желание что-то менять в реальный мир. Нам все-таки в отличие от белки тут жить.

Данияр Сугралинов

писатель

Мне нравится, что подобное вообще стало возможно в Алматы. К самой белке можно относиться как угодно, как и к источнику финансирования проекта, но то, что подобные арт-объекты неуловимо сдвигают сознание горожан в лучшую сторону, на мой взгляд, бесспорно.

Карим Кадырбаев

кинокритик 

Ну мне, честно, эта белка не интересна ни в каком виде. Ни в живом, ни в мертвом, ни за 23 миллиона, ни за бесплатно. Стоит и стоит, ходить не мешает, глаза не мозолит. А вот арка, установленная к 1000-летию Алматы на пересечении проспектов Аль-Фараби и Достык, наносит глубокую эмоциональную и психологическую травму моей тонкой, склонной к рефлексии и истерикам натуре.

#минимализм в каждой детали

Публикация от Alexandr (@koreolan) 26 Июл 2018 в 5:09 PDT

Фотограф: Марк Бисен

Это той, детка!
Жены казахстанских акимов: какие они
Слова казахстанских политиков, которые нас удивили