Картинка
Звезды

«Азамат сделал мне предложение на сцене»: интервью с Асель и Азаматом Аскаровыми

Асель и Азамат Аскаровы – ведущие солисты балета Казахского национального театра оперы и балета имени Абая. Они вместе не только на сцене, но и в жизни. Выступления Асель и Азамата – не только совместная работа двух талантливых артистов, но и воплощение единства, взаимопонимания и поддержки. Именно это восхищает зрителей в нашей стране и далеко за ее пределами. 

Мы встретились с семьей Аскаровых, чтобы поговорить об успехе на сцене, балетной дисциплине и конкуренции, а также о том, как достичь гармонии в личной и профессиональной жизни. 

«Жизель» 

Почему вы связали свою жизнь с балетом? Помните момент, когда решили посвятить свою жизнь этому виду искусства? 

Асель: В балет меня привела моя сестра Меруерт, бывшая артистка балета, она всегда видела во мне потенциал и, когда я еще была маленькая, говорила: «Из нее выйдет хорошая балерина». С ее подачи я и поступила в хореографическое училище. 

Азамат: Мои родители – артисты балета, поэтому мне судьба была пойти в балет. Но любовь к этой профессии не сразу приходит. Когда мы только начинали учить все движения, никому не нравилось проходить через такой адский труд и боль. Но когда видишь результат, видишь изменения в себе, в этот момент рождается любовь. 

После училища были сомнения, стоит ли идти именно в профессию, в театр? 

Азамат: У меня выбора практически не было – ко мне рано пришел успех и все сомнения отпали. 

Асель: А у меня были сомнения. Знаете, у кого-то данные от природы и им все в этой профессии дается легче, а мне приходилось прилагать гораздо больше усилий, быть максимально усердной. Оставаться после тренировки в зале и отрабатывать движения, потеть. И я устала. Я пришла к маме и сказала, что я очень устала, а мама предложила забрать документы, и все. Мне это показалось настолько легким решением, что я сразу от него отказалась. И появился новый стимул работать еще больше, пришла любовь к профессии. 

«Красная Жизель»

У вас балетная семья, расскажите, как складывались ваши отношения?  

Асель: Мы с Азаматом учились в одном классе в хореографическом училище. На втором курсе начали дружить, потом вместе пришли работать в театр. 7 декабря 2014 года, я никогда не забуду этот день, после спектакля «Лебединое озеро» мы вышли на поклон и Азамат сделал мне предложение на сцене. Это было так неожиданно – я делаю поклон, глазами ищу его, а он на колени встал и протягивает мне кольцо на глазах у полного зала зрителей, которые сначала подумали, что это продолжение спектакля (смеется).  

Ревнуете ли вы друг друга к другим партнерам? 

Азамат: Это работа. Мы не всегда танцуем вместе, иногда с другими партнерами, но нет никакой ревности, потому что профессионализм на первом месте. Мы знаем, что нам всегда нужно выложиться на 100 процентов, будь то партия влюбленности или ненависти. Адекватно к этому относишься, потому что если будет какой-то негатив, то это скажется на работе и на сцене. 

 

«Легенда о любви»

Каково это – жить и работать вместе? Не устаете ли вы друг от друга?

Асель: На самом деле мы не всегда вместе. Театр большой, есть женская сторона и мужская. Иногда мы даже не сталкиваемся. Мы можем увидеться на репетиции, потом репетиция заканчивается, он идет в свою сторону, я в свою. Нет такого, чтобы мы друг другу надоедали. Можем созвониться в течение дня или списаться в мессенджере, чтобы вместе пообедать, и все. 

Азамат: И дома мы о балете не говорим, потому что это может продолжаться бесконечно. Так что дома мы простая семья и много времени проводим с детьми.

Асель: Да, работу мы можем немного обсудить по дороге из театра домой. О балете я обычно говорю с мамой Азамата. 

Существует мнение, что балерины предпочитают не рожать детей, берегут фигуру и здоровье. Вы – мама двоих детей. Расскажите, как проходили ваши беременности и как вы восстанавливались после? 

Асель: У нас пока двое детей. Я благодарна богу за то, что у меня уже есть и дочь, и сын. Я состоялась и как балерина, и как жена, и как мать наших детей. Азамат поддержал меня, потому что балетный век короток, поэтому сейчас нужно еще некоторое время уделить сцене. 

Вообще после свадьбы мы сразу договорились, что два года не будем планировать детей, потому что мы были молоды, нужно было встать на ноги и карьера была в приоритете. И ровно через два года и три месяца я забеременела. Танцевала я на сцене до трех месяцев, а потом занималась до родов в классе, поддерживала форму. Когда дочке исполнилось три месяца, я вышла на работу. Но было очень сложно восстанавливаться, потому что приходилось вдвое больше и усерднее работать. Потом началась пандемия, театр то открывался, то закрывался, и тогда мой педагог и наставник Сауле Рахмедова сказала: «С такой обстановкой можешь смело сейчас идти на второго». 

Я забеременела сыном и танцевала до четырех месяцев, а потом ушла в декрет, потому что еще не утихла пандемия и было небезопасно. И опять же, когда сыну было четыре месяца, я вернулась к работе. 

Миф, что балерины не рожают, появился из-за того, что в советское время действительно балерины редко рожали, так как балетная жизнь была еще короче и они старались сделать как можно больше на сцене. Сейчас XXI век и балерины рожают, и не одного, и даже не двоих – есть балерины, у которых по четверо-пятеро детей. 

Классический экзерсис

Асель, как вы все успеваете? 

Я очень активный человек. У меня еще есть хобби. Я шью костюмы для разогрева для артистов балета. Начинала я просто для себя, а потом мы поехали на гастроли в Италию и мои костюмы увидел бывший директор нашего театра Аскар Исмаилович Бурибаев. Он загорелся и сказал, чтобы я сделала для всего театра такие костюмы. Потом потихоньку стали появляться и другие заказы, даже от зарубежных артистов балета. Я начала выкладывать фото в инстаграм, и пошли заказы из России, Америки, Германии, Италии, Франции и других стран. 

Я на все нахожу время, чего только не сделаешь ради семьи. 

Критикуете ли вы друг друга на работе, бывают профессиональные разногласия?

Азамат: Мы давно вместе и оба профессионалы, поэтому если что-то не так у нас идет, мы это можем сообщить друг другу даже мимикой. Я вообще не вижу смысла ссориться, ругаться, тратить на это нервы. Стресса в жизни достаточно без этого. Если что-то не получилось, но нет сил или настроения доработать, то нужно завершить работу и спокойно разойтись, а потом начать снова. 

Асель: Да, на репетициях мы вообще не ругаемся. Азамат у меня очень спокойный, уравновешенный, мудрый, Телец по знаку зодиака (смеется). А я Овен, могу вспылить, мне надо прямо здесь и прямо сейчас. Бывает, что я могу на репетиции разозлиться, но его сдержанность меня успокаивает. Мы, как инь и янь, балансируем друг друга. 

Балет – среда с высоким уровнем конкуренции, и об этом ходят легенды. Вы оба сделали блестящую карьеру в балете, приходилось ли вам сталкиваться с непринятием вашего успеха коллегами, и если да, то как вы с этим справлялись? 

Азамат: В балете обстановка всегда накаленная. Ты всегда кому-то нравишься, а кому-то нет. Всем не угодишь. И мы воспринимаем это так: если станцевали с помарками и кто-то об этом сказал, то мы это признаем. А если чувствуем, что кто-то говорит неправду, то предпочитаем слушать педагога. Но здоровая конкуренция необходима, потому что подстегивает быть лучше. 

Асель: Это необходимо, мне кажется. В театре точно конкуренция должна быть. Я в 98 процентах случаев недовольна своими выступлениями, но это говорит только о том, что мне есть куда расти. Мой наставник Сауле Рахмедова, с которой я работаю уже 13 лет, была ведущей солисткой нашего театра, когда стала моим педагогом. То есть мы были тогда не только ученицей и педагогом, но и коллегами по сцене, конечно, какое-то время мы друг к другу привыкали, я у нее многому научилась и учусь. И очень благодарна ей за все, что она вложила в меня. 

«Анна Каренина»: Азамат Аскаров и Сауле Рахмедова, заслуженный деятель РК 

Какие из ваших ролей самые знаковые для вас? И какие вы больше всего хотели бы исполнить в будущем?

Азамат: Для меня особой честью была роль в балете выдающегося постановщика Бориса Яковлевича Эйфмана «Красная Жизель». Когда я только устроился в театр, сюда приехали постановщики из Санкт-Петербурга и они ставили под меня этот спектакль. Это одна из самых больших моих партий, которая тронула мое сердце и остается моей любимой. 
В принципе, в нашем театре я станцевал уже весь репертуар. 

Асель: А мой любимый – классический балет «Жизель». Этот спектакль я чувствую всей душой и телом, в нем я растворяюсь, полностью вживаясь в роль. Этот спектакль просто великолепный. Думаю, что нет ни одной балерины, которая бы не любила спектакль «Жизель». 

Седьмого октября у меня была премьера, я танцевала в спектакле «Красная Жизель», и в эту роль меня вводила Сауле Рахмедова. Благодаря ей этот балет поставили в нашем театре, она же была первой казахстанской балериной, исполнившей роль Ольги Спесивцевой, одной из величайших балерин ХХ века (спектакль основан на реальных событиях). Кстати, Азамат был партнером Сауле в этом спектакле. 

Я бы хотела станцевать в спектаклях «Баядерка», «Дон Кихот», «Кармен-сюита» и потом «Анна Каренина». Я рада, что есть роли, которые я не исполнила, и есть к чему стремиться. 

Как сейчас обстоят дела с балетом в Казахстане? 

Азамат: Скоро мы уезжаем в Англию, у нас там спектакли по приглашению. В прошлом году тоже ездили, там западная школа балета, это не русский балет. Европейские зрители и исполнители очень любят исконно русскую школу балета, потому что такое исполнение в Европе редкость. Очень приятно, что они нас приглашают, даже журналисты берут у нас интервью и все благодарят за сохранность классического русского балета. И здесь у нас в театре сейчас тоже все налаживается. Наш театр получил статус национального (Казахский национальный театр оперы и балета им. Абая, бывший ГАТОБ), поэтому у нас повысились зарплаты и мы можем выезжать на какие-то большие гастроли. В этом году у нас 90-летие театра – юбилейный сезон.  

Какой период сейчас переживает балет как вид искусства в нашей стране? 

Азамат: Балет живет и будет жить. Наши ребята ездят за границу, участвуют в международных конкурсах и конкурируют с самыми сильными конкурсантами со всего мира. Они даже говорят: «Если казахов на конкурсе нет, то мы не боимся». 

«Жизель» 

Вы бы хотели, чтобы ваши дети продолжили вашу профессию? 

Асель: Если желание будет у ребенка, конечно, да. Сейчас мы видим, что параметры подходят, но очень часто те, у кого есть природные данные, ленивые. А в балете очень важны упорство и трудолюбие. 

У дочки хорошая спина, ноги, она на 99% подходит. И я очень переживаю, потому что если она выберет балет, то должна проявлять усердие и не довольствоваться только тем, что дала природа. Одной природы мало. А про сына пока рано говорить. 

Азамат: Я бы не хотел, чтобы он пошел в балет. 

Асель: Да? Почему? 

Азамат: Мужикам в балете намного сложнее. Чтобы прокормить семью, ты должен быть солистом, потому что если нет, то зарплата маленькая, и все, конец… 
У меня удачно все сложилось, успех пришел рано. Благодаря балету я обрел семью, я поездил по всему миру, я познакомился со многими выдающимися людьми, меня приглашали на многие статусные мероприятия. Все это очень приятно и за все это я благодарен балету. 

Из родильного кресла на подиум
Дети звезд: слава по наследству?
Яблоко от яблони...