Картинка
Лучшее

Арыстанбек Енсегенов: "Для меня помогать - обычное дело"

Я врач-эндоскопист, хирург, работаю уже около 11 лет в железнодорожной больнице. В 2004 году я приехал в Алматы в интернатуру, меня заметили и пригласили на работу. Так и остался. Родился я в Актобе, там же закончил медицинский институт. Мой отец - хирург, мама - физиотерапевт, поэтому я с детства знал, что буду врачом. На свою первую операцию я попал в 11 лет, это была простая аппендэктомия, на меня надели халат, колпак, чтобы все было стерильно. Когда ты понимаешь, что это твое, что ты нашел себя в этом, то не думаешь ни о зарплате, ни о чем-то другом. Когда есть призвание, вопрос денег решается сам собой, без средств к существованию не останешься. Я был уверен: из меня выйдет хороший врач. Все свои знания и навыки я направлю на то, чтобы облегчить чью-то жизнь, спасти ее.

Всему, что я сейчас умею и делаю, меня научил папа. Он был бескорыстно предан своей работе, всегда помогал людям. Где бы мы ни были, он не проходил мимо, не оставлял людей без внимания. Я с детства наблюдал за ним, он был моим самым лучшим примером. К сожалению, он рано ушел из жизни. Сердце не выдержало нагрузки. Но привычка постоянно делать что-то хорошее осталась у меня на всю жизнь. Я воспринимаю это как норму, и мне сложно об этом говорить.

В том районе, где я работаю, сгорел двухэтажный жилой дом. Около 50 человек тогда остались на улице, без крова, еды, документов. Я подумал: "Надо помочь". Поехал, купил продукты, загрузил все в машину и, когда приехал на место пожара, увидел, что я не один такой. Много было тех, кто хотел помочь и помог. Никто не договаривался, люди просто взяли и приехали. А те, кто пострадал, стеснялись, когда им предлагали помощь. Им было так неловко, но они старались держаться на позитиве, улыбались. У меня самого, слава богу, не было таких случаев в жизни. Поэтому когда я приехал и увидел то, как они держатся и не унывают, то был поражен.

Когда пострадавших снабдили едой и вещами, понадобилась финансовая помощь. Я пересылал на указанные в сети реквизиты деньги. Там уже увидел информацию о Добровольном обществе “Милосердие”, и, когда ситуация с погорельцами решилась, я продолжил пересылать деньги на благотворительность. Я узнал больше про Добровольное общество “Милосердие”, чем они занимаются, и проще всего было отправлять через онлайн-платежи на kaspi.kz. В разделе “Прочее” есть их вкладка, можно любую сумму со счета перечислить ребятам. Когда меня спрашивают, зачем я это делаю, я не знаю, что ответить. Просто делаю, потому что это нормально. Да я особо об этом никому и не говорю.

Работа врача предполагает, что нужно быть хладнокровным, спокойным, стараться не поддаваться эмоциям. Это профессия с большой долей скептицизма и даже где-то цинизма. Столько случаев происходит за день, что все не вспомнишь. Вот недавно пришла мама с дочерью лет 18. Дочь жалуется на боль в животе, у нее была сильная рвота и диарея. Видно было, что девочка зажата, закрыта. Я попросил маму оставить нас, мы провели обследование. Оно показало, что почти половина желудка поражена, поверхность темная, в язвах. Начали с ней разговаривать - выяснилось, что кто-то в школе сказал ей, что она толстая. Подростки ведь, как, идут по пути наименьшего сопротивления. Девушка заказала в интернете какие-то китайские таблетки для похудения, пила их три месяца. Они сожгли ей всю слизистую, там же одни канцерогены. Пришлось делать операцию, удалили 2/3 желудка, теперь у нее инвалидность, и она под постоянным наблюдением врачей. Так ведь произошло, потому что мама не знала, не общалась со своей дочерью, не заметила перемен.

А ведь таких случаев масса. Подростки неправильно трактуют информацию из интернета. Они пьют уксус, соду, перекись водорода, керосин. Никто не идет к врачу, не спрашивает, что да как. Понимаю, что пациенты перестали верить врачам, но ведь никто не заставляет вас идти к тому, кому вы не доверяете. Столько рекомендаций, можно спросить у знакомых, посоветоваться с кем-нибудь. А в итоге виноваты врачи. Но ведь не все так, как люди себе представляют.

Есть много хороших специалистов и много хороших проектов. Например, в прошлом году мы участвовали в проекте "Поезд здоровья", который оказывал помощь людям из отдаленных поселков и городов. Это самый прекрасный проект, в котором я принимал участие. Почти два месяца мы перемещались из одного городка в другой, обследовали людей, помогали им справиться с болезнями. Там было несколько вагонов с самым современным оборудованием, которое помогает определять заболевания на ранней стадии. Я увидел столько благодарных людей, для некоторых из них мы единственный шанс к спасению. У некоторых нет возможности добраться до соседнего поселка, не то что в город. Когда обследуешь их, назначаешь лечение, они говорят столько раз "спасибо" - это такая огромная помощь.

Или есть еще проект, уже чисто государственный, по проведению плановых операций. Если вам предстоит какая-то операция, не требующая оперативного вмешательства, то вы сами можете выбрать больницу, где хотите ее сделать и попросить направить вас туда. Но у нас люди просто не знают, что такая программа есть.

Я рассказываю это с большой гордостью и стараюсь, чтобы как можно большее количество людей узнали об этом. Для меня работа не в тягость. Официально у нас есть выходные, но иногда я провожу их на работе. Туда я прихожу с удовольствием. Можно в 10 часов вечера выйти из больницы и почувствовать усталость, но во время работы ее нет. Кому-то нравится отдыхать на море, кому-то нравится смотреть телевизор на диване, кто-то отдыхает, занимаясь активным спортом. А я хожу в горы, когда есть время, участвую с коллегами в семинарах, общаюсь в неофициальных врачебных сообществах, делюсь новостями.

Я до сих пор холост. Моя любовь - это работа, уж очень сильно она меня затянула. Но я об этом не жалею. Я привык обходиться в быту самостоятельно. Сам готовлю, сам оплачиваю коммунальные, сам покупаю все, что нужно. Если делаю это через kaspi.kz, то собираются бонусы, которые потом перекидываю на благотворительность. Я не считал, сколько денег туда ушло, для меня это как-то неправильно, подсчитывать количество привычных дел. Родные напоминают, что уже пора задуматься о семье. Конечно, у меня в планах есть семья. Но очень сложно найти женщину, которая готова на то, что я буду постоянно в больнице. Так смешно получилось, что среди пяти моих близких друзей-коллег трое холостых и двое разведенных. Просто так получается, ирония судьбы. Ведь чтобы чего-то добиться в Алматы, нужно усердно работать, жить работой. Я вот с вами сейчас разговариваю, а сам мыслями там. Сегодня у меня был пациент с кровотечением, мы все восстановили, пациент в реанимации, но я все равно переживаю. Это уже привычка, часть моей жизни и профессии, меня это не напрягает.