Картинка
Своими словами

Айя Шалкар: "Во Франции я поняла, что мир большой"

О семье:  

Я всегда была очень близка с бабушкой и дедушкой, поэтому свободно изъясняюсь по-казахски. В детстве я очень много времени проводила с ними, поэтому с родным языком у меня не возникает трудностей. С родителями мне очень повезло. Они молоды душой и мыслями. Сейчас мама воспитывает двойняшек: моих 10-месячных братика и сестренку. Наша с ними разница в возрасте - 18 лет. 

Из семейных традиций у нас с мамой сохранился свой час - "час мамы". В этот "час" мы садимся рядом и обнимаем друг друга. Объятия могут длиться 15 минут, а могут полчаса, главное, что в этот момент мы вместе. На удалении от мамы мне без этого очень тяжело. 

С мамой мы общаемся каждый день, чуть ли не в круглосуточной переписке. Я не могу ей не рассказать о чем-то, что меня взволновало или было интересным. Я экстраверт и мне нужно делиться. Какие-то вещи я могу переживать самостоятельно, но мне приятнее делиться ими с близкими.

О стиле и влиянии окружения:

Все говорят, что Алматы - столица пафоса и показушности. Для французов это все чуждо. Никто не ходит в ночные клубы на каблуках. Вообще никто не ходит на каблуках. В первый мой вечерний выход я надела их, чтобы чувствовать себя более женственной. Все смотрели на меня с недоумением: "Ты собралась на бал?" После этого я поняла, что в Страсбурге это совершенно неуместно. Люди просты и одинаковы. Даже на моем факультете искусств, где, казалось бы, все должно быть неординарным и необычным, все ходят в джинсах и кедах. Даже если человек невероятно креативен и у него уже сложилась карьера дизайнера или фотографа, по внешнему лоску этого не будет видно. Из общей массы никто старается не выделяться. Это не круто - быть заметнее других. Если ты это выпячиваешь, к тебе будут относиться с презрением. Пусть близкие и важные люди знают, какой ты, но не пытайся произвести впечатление. У нас же это возведено в абсолют.

Страсбург наложил отпечаток на мой стиль. Я забыла, что такое женственные вещи, силуэты. Но мне все равно необходимо хоть немного отличаться. Я не могу совершенно сливаться с толпой, носить одинаковые вещи, поэтому выбираю очень простые фасоны, но текстура, материал и цвет должны быть необычными.

Об учебе:

Поступить в университет было очень просто. Я хорошо написала тест на французском и поработала над мотивационным письмом, дополнительно для моей специальности отправила портфолио. Я изучаю визуальное искусство, но сейчас я хочу углубиться в графический дизайн.

Преподаватели во Франции совершенно иные, как и отношения между преподавателем и учеником. Я выросла в строгой казахской школе, где нельзя было распускать волосы, громко разговаривать и смеяться. Во Франции я поначалу чувствовала себя неловко, всех боялась. Здесь студенты свободны, они могут разговаривать на паре, общаться друг с другом. Я по привычке сижу, как прилежная ученица, и если учитель стучит по столу, то сразу же замолкаю, как в детстве.

Во Франции ты можешь подружиться с профессором, сделать так, чтобы ему была небезразлична твоя судьба. А наши преподаватели слишком носятся с молодежью. Каждый учитель как мама: заставляет, ругается. Во французском университете никто не будет ходить за тобой. Здесь не принято выделять учеников, не приветствуется похвала. Даже если ты гений, тебя вряд ли выделят среди остальных. Ты узнаешь это по оценке, но при других студентах тебя никогда не возвысят.

Это правильное поведение, потому что не взращивает в человеке комплексы. В Казахстане в школе я была отличницей, активисткой, меня все время ставили в пример. Во Франции я поняла, что мир большой, и чтобы пробиться, недостаточно родиться в Казахстане и быть деятельным и прилежным.

Свой первый семестр я завалила. Не набрала необходимого количества кредитов и теперь повторяю. Все это произошло, потому что я не понимала, как происходит процесс обучения. Сейчас я уже знаю, что нужно делать, куда, что и как сдавать. Я наконец освоила язык в той степени, чтобы излагать верно свои мысли, начала писать диссертации. Понимать лекции на французском было трудно. Один преподаватель мог быть из Эльзаса, второй - из Марселя. Манеры, акцент - все это кардинально различалось.

О французской культуре:

Французы не такие шокирующие, как их описывают. Я успела немного изучить Европу и пришла к выводу, что люди везде одинаковые. Вы везде можете встретить и надменных людей, и высокомерных, и добрых. Поэтому стереотипы о снобизме французов не оправданы. Да, у них есть какие-то свои культурные особенности. Но в них нет той жадности и лицемерия, которые описывают многие. Во французах присутствует сильный индивидуализм. Там каждый сам по себе, но в этом нет ничего плохого. Они все легко и просто воспринимают в жизни. В Казахстане всегда больше переживаний и стресса.

Недавно я ехала в трамвае, в Страсбурге, и одна женщина начала кричать и нервничать из-за того, что толпа мешала ей вытащить свой велосипед из трамвая. В Казахстане с ней начали бы препираться в ответ, поругались бы. Там все пассажиры просто улыбались, никто не напрягался.

Изначально все думают, что я китаянка или японка. Позже, когда знакомятся со мной поближе, говорят, что я слишком смелая и дерзкая, чтобы быть азиаткой. Типичные азиаты во Франции тихие, голос - тонкий. Кто-то говорит, что по глазам видно мои восточные корни. Но мало кто имеет представление о нашей стране. Когда я рассказываю про Казахстан, то слышу вопрос: "Ты от войны убежала?" Я пытаюсь объяснить, что у нас мир и покой. Они слышат "-стан" и думают, что это очень консервативная страна.

Во Франции трудно пробиться куда-либо. Здесь есть люди, которые делают что-то лучше всех, которые признаны на мировой арене, и тебе надо быть очень талантливым, чтобы дорасти до такого уровня. Поэтому многие, отучившись здесь, возвращаются на Родину и там становятся звездами. Но здесь они не достигают никакой планки. Просто в нашей стране планка занижена. Если есть диплом иностранного университета, это уже повод для гордости.

О модельном бизнесе:

В Казахстане я подавала заявку в агентство Eat Models. Сначала меня не взяли, а потом нашли сами. Нельзя сказать, что я работаю моделью. Все проекты основаны больше на энтузиазме, на желании сделать что-то красивое. К тому же, у меня было свободное время. Я никогда не относилась к этому как к работе. Да и мне было приятно, я ведь женщина. Мне это помогло почувствовать себя иначе, решиться на какие-то новые проекты.

Если я готовлюсь к съемкам, то пытаюсь проникнуться образом модели, готовлюсь заранее. Вхожу в настроение, в атмосферу. Для съемок Zut мне нужно было стать актрисой, почувствовать себя сексуальной.

Отношение французов к работе похоже на казахстанское. Но есть разница в отношении к модели. У нас этот труд особо не ценят. Модель работает, платят ей немного, потому что считают, что это небольшой труд. А там это уважается больше. Усилия модели ценятся. Они понимают, что это очень сложно. Тебе может быть холодно, тебе может быть жарко, но ты должен сохранять лицо.

Что касается меня на обложке ZUT, то та обложка, которую разместили все новостные сайты – это уже вторая. Я попала туда через знакомых. Меня заметили на открытии концепт-стора, их заинтересовала моя азиатская внешность и светлые глаза.

Также я снималась в лукбуке для французского бренда Fresh. Это тоже было через друзей. Я не иду на съемки целенаправленно. Всегда получается через кого-то, и это всегда в приятной атмЮсфере. Я не ставлю целью сделать ус

Лария Джакамбаева: сделано в Казахстане, сделано с любовью!
Все самое важное я узнала в семье.
Моя жизнь стала иной и невероятной...